Выбрать страницу

Литургия Преждеосвященных Даров. То, что вы не знали

Литургия Преждеосвященных Даров. То, что вы не знали

Многие согласятся с тем, что одна из самых красивых служб Великого поста – Литургия Преждеосвященных Даров. Но так как она совершается только во время Великого поста, очень мало людей с ней знакомы основательно.

Давайте же разберем некоторые интересные особенности этой службы.

Всем известно, что составление этого богослужения приписывается святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому. Его имя упоминается в завершении этого богослужения. В конце благодарственных молитв по Святом Причащении читается тропарь ему. Споры о том, он или не он составитель этой службы, среди ученых не утихают уже много лет, но доподлинно известно, что в Риме, где святитель Григорий Двоеслов служил епископом, примерно в его время тоже была установлена служба с причащением Преждеосвященными дарами. Она совершалась (и совершается сегодня католиками) только раз в год – в Великую Пятницу.

Если полных Литургий у нас две – святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, то Литургия Преждеосвященных Даров – одна. Но так было не всегда. В древних рукописях существует и другая служба, ее авторство приписывается апостолу Иакову, брату Божьему (не путать с полной Литургией ап. Иакова, совершаемой в некоторых храмах в день памяти святого). Ее служили в Иерусалиме и его окрестностях. В современное богослужение она не вошла. Вне православия Литургия Преждеосвященных Даров совершается у монофизитов – в Маланкарской церкви (Индия) и, как было сказано выше, у католиков.

Литургия Преждеосвященных ДаровЛитургия Преждеосвященных Даров

Каждый, кто бывал на этой службе, думаю, замечал, что в ней содержится множество песнопений из чина вечерни. Это не случайно и связано с тем, что в древности Литургию Преждеосвященных Даров служили вечером и присоединяли ее к вечерне, чтобы после длинных великопостных служб днем, не вкушая пищу гораздо больше обычного (с полуночи до вечера), причаститься Святых Христовых Тайн. Сейчас в подавляющем большинстве храмов эту Литургию совершают утром, зная, что современному человеку сложно выдержать такую подготовку.

Также многие обращали внимание на то, что во время этой службы читают отрывки из Книг Бытия и Притч. Это связано с тем, что в Византии пост был временем обучения оглашенных, т. е. тех, кто желал креститься (а крестили всех в основном в Великую Субботу). Учитывая, что книги были очень дороги и позволить иметь их у себя дома могли только единицы, Ветхий Завет стали читать во время богослужения, чтобы научить оглашенных и напомнить всем остальным основы нашей веры. Ведь в Книге Бытия раскрывается христианское понимание устройства нашего мира, а Книга Притч содержит основы нравственной жизни.

Литургия Преждеосвященных Даров

С подготовкой к крещению оглашенных связан и возглас «Свет Христов просвещает всех», который произносит священник держа свечу между чтением ветхозаветных отрывков. Святые отцы древности часто понимали крещение как просвещение. Даже сейчас наше Таинство Крещения содержит такие слова: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Возгласом «Свет Христов…» и образом видимого света – свечой оглашенным, которые должны через несколько минут покинуть богослужение, напоминалось, что вскоре они будут просвещены Светом истинным – Христом, а присутствующим верным – то, что они должны помнить, что были просвещены Богом.

Нельзя не вспомнить о, наверное, самом трогательном и запоминающемся песнопении Великопостной литургии – песнопении «Да исправится молитва моя». Этот отрывок из 140-го псалма, который поется певцами у амвона, не что иное, как великий прокимен – четыре стиха из псалма с припевом. Нам гораздо привычней встретить прокимен перед чтением Апостола или Евангелия, здесь же он поется на своем древнем месте. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить тем, кто часто бывает на вечерних службах, что великий прокимен (а это «Господь воцарися» на каждом субботнем всенощном бдении или «Кто Бог велий» на вечернем Богослужении в дни великих праздников) поется именно на этом месте.

Если кто-то бывает на Литургии Преждеосвященных Даров постоянно, то может заметить, что ровно с началом второй половины Четыредесятницы (а это среда четвертой седмицы поста) в богослужебный чин добавляется еще одна ектения. Она называется ектения «готовящихся к просвещению» и содержит прошения о том, чтобы Бог укрепил и направил тех, кто будет креститься. Это связано с тем, что именно к этому времени в древнем Константинополе составляли окончательные списки намеревающихся креститься в этом году и начиналась усиленная подготовка. Эта ектения читается до Страстной среды – до самой последней Литургии Преждеосвященных Даров в текущем году.

Литургия Преждеосвященных Даров

На каждой полной Литургии мы слышим Херувимскую песнь «Иже Херувимы», на Литургии Преждеосвященных Даров тоже есть Херувимская песнь, но другая – «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат». Это одно из самых древних песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, впервые его полный текст мы встречаем в Константинопольской «Пасхальной Хронике» под 615 или 616 годом.

После «Ныне силы» и Великого входа у нас принято закрывать завесу только наполовину, символизируя, что Литургия неполная. Но нужно знать, что это типично славянская традиция, в греческой практике закрывают всю завесу полностью.

Примечательной особенностью этой службы является и то, что последняя молитва богослужения – заамвонная, тоже не такая, как на обычной Литургии. В частности, в ней есть такие строки: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…» Пасха – вот та цель, к которой мы должны явиться уже как победители греха.

Мы всего лишь немножко коснулись Литургии Преждеосвященных Даров, но уже увидели, сколько смысла она несет. Взгляд на историю богослужения всегда помогает понять его глубже и тем самым более деятельно и осознанно в нем участвовать.

Александр Адоменас
Фото Серафима Росохи
Православная Жизнь

Просмотрено (229) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Подать записку на Радоницу
11 мая — Радоница. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

АНТИПАСХА

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
АНТИПАСХА. Фомина неделя или уверение апостола Фомы. Первый воскресный день после Праздника Пасхи, в церковном словаре носит название Антипасха. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть... дальше

Радоница

11 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 9 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Антипасха далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » День Победы далее » Поминовение усопших воинов

11 маяРадоница далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »