Выбрать страницу

Молитва как основа духовной жизни

Молитва как основа духовной жизни

Христианин – это человек, который призван вести духовную жизнь. Что такое духовная жизнь? Одно из определений – это взаимодействие человеческого духа с Духом Божиим, которое невозможно без молитвы. Молитва – это основа духовной жизни. Святитель Феофан Затворник говорит, что молитва – это первое дело в жизни христианской. Священное Писание нам постоянно говорит о том, что Христос молится, апостолы молятся. Но Священное Писание не раскрывает нам, что такое молитва с технической стороны, как научиться молиться. Допустим, апостол Павел говорит: «Молитесь непрестанно». А как этому научиться? Что такое непрестанная молитва? Это все нам раскрывает Церковь устами святых отцов, которые были молитвенниками, а потом уже постниками, проповедниками, мучениками. О молитве рассуждает настоятель храма Живоначальной Троицы в Листах протоиерей Андрей Овчинников.

Механика молитвы

Что такое молитва в своей «механике»? Одно из определений – это обращение человека к Богу. В отличие, скажем, от Священного Писания, читая которое мы слышим голос Божий в силу своей чистоты, в силу своей духовной опытности. Но когда говорим, что человек обращается к Богу с молитвой, значит, он хочет что-то у Бога попросить.

На самом деле если изучать святоотеческий опыт и разные высказывания святых отцов о молитве, то высшая ее ценность – это возможность общения человека с Богом. В этом смысле очень важно понимать, кто такой человек и Кто такой Бог. И если такая возможность предоставляется падшему, грешному, страстному человеку, как бы он ни пытался избавиться и очиститься, все равно нет ни одного праведного – все мы согрешили. И если мы поразмышляем о возможности грешного, страстного человека обращаться к Богу с молитвой и быть в этом общении, то наше сердце обязательно согреется какой-то внутренней чистотой, благодарностью Господу. И мы поймем, с другой стороны, что и Бог этого хочет.

Для меня всегда в христианстве была удивительна эта тайна, что не только мы должны стремиться к Богу, но и Бог к нам тоже стремится. Это удивительная тайна Божией любви к человеку, которую нам раскрывает православие. Наверное, самое главное выражение любви человека к Богу – это возможность молиться, обращаться к Творцу со словами благодарности, покаяния и просьб. Все мы живем в этом мире не только душой и духом, но и телом своим, поэтому отцы предлагают просто делать разграничение по значимости, и телесные просьбы стоят в конце. Сначала ты свой дух соедини с Богом, почувствуй Его действие на себе, а потом уже будешь что-то просить.

Самое главное выражение любви человека к Богу – это возможность молиться

Нужно сказать и о практике. Сколько ни читай книг, ни изучай святых отцов, все равно молитва – это практика. Мне понравилась мысль одного проповедника и богослова. Он говорил о том, что мирянам нужно быть осторожными людьми, вести трезвенную жизнь, потому что многие увлекаются святоотеческими наставлениями, забывая о том, что монашеские духовные книги писались монахами для монахов. И полнота понимания святоотеческих текстов возможна только для монахов. Сколько бы мы ни адаптировали эти тексты, все равно то главное, что есть у них, нам будет недоступно. Многократно я перечитывал «Лествицу», разные стихи, разные наставления и понимаю, что что-то так или иначе скрыто, потому что наша мирская жизнь является той стеной, которая делает нам непонятным образ жизни, который вели святые, удалившись от мира. В этом смысле мы немного ущербны. И Господь, и апостол Павел говорят нам: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17). А ведь тогда еще не было ни монашества, ни мирян. Можно поговорить о том, как, живя в миру, заниматься молитвой.

Услышать ответ Бога

Молитва – это диалог между Богом и человеком. Мы понимаем, что это такое наше вопрошание к Нему. А как услышать Его ответы? Сначала нужно проявить молитвенный труд и не нужно спешить что-то услышать. Для того, чтобы тебе ответил Бог, нужно потрудиться. Если кратко сказать о моем опыте молитвы, в последнее время я у Бога практически ничего не прошу, понимая, что всё, что надо, Господь дает. Когда мы что-то просим, то рискуем, потому что не знаем, насколько нам это полезно. А Господь может нам это дать, потому что мы просим. Мы не осознаем того, что у Бога наша жизнь открыта полностью. Он видит все, знает наше будущее. Он знает нас полностью, так, как мы сами себя не знаем, поэтому все, что Он с нами делает, Он делает с учетом всех обстоятельств и перспектив нашей жизни. Человек, к сожалению, очень ограниченное существо. Мы находим себе духовника, у нас есть то, что мы по-особому любим. И я желаю, чтобы все нашли свое молитвенное правило.

Я его нашел. Мне стали очень близки три канона, которые священник читает каждый раз перед службой. Я для себя поразмышлял на досуге, а почему бы эти каноны не прочитывать ежедневно? Священника ведь могут в любой момент отправить на службы или на причащение болящего человека. И эти каноны являются лучшей подготовкой для совершения Евхаристии и для настройки своего духа на правильную молитву. Это мой личный опыт, я его никому не навязываю. Но эти каноны, как говорится, «зашли» в меня. Путь к этому был достаточно большой. В этом смысле они стали мне очень близки. Кто-то любит Псалтирь.

У кого-то есть правило, которое связано с чтением акафистов или канонов на каждый день недели, когда мы почитаем какого-то святого, и это тоже хорошо. Кто-то уделяет внимание богослужению, ходит в храм утром и вечером. Кстати, посещение богослужений освобождает человека от дополнительных келейных правил. Это монашеская традиция, то есть если вы ходите в храм утром и вечером, но добавляете утреннюю и вечернюю молитвы, то остальное можно не вычитывать, богослужения все компенсирует.

Фото: monastery.ru

Соборная молитва

Еще один важный момент: как молиться в храме. Мне очень близок вариант «молитвенно промолчать», погрузившись в тематику того, о чем возглашает дьякон или священник. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что на продолжительных монашеских службах, в том числе великопостных, найти место в храме, можно даже встать перед колонной или где-то в уголке, и кратно читать Иисусову молитву. В наложении на богослужебную молитву она приобретает особую благодатную силу. Мне кажется, что технология у каждого своя. Но категорически не допускается, чтобы человек во время богослужения читал какие-то свои молитвы. Я замечаю иногда, что люди во время Литургии, видимо готовясь ко Причастию, достают молитвослов и читают молитву или канон ко Причастию. Я считаю, что, если вы что-то не прочитали, просто успокойтесь, настройтесь на литургические молитвы, на Причастие, причаститесь. Потом вы вернетесь домой, отдохнете и, если вас совесть смущает, дочитаете эти каноны или молитвы. Иначе получается, что самое главное остается в стороне, а мы замыкаемся на своих правилах, которые уже неуместно читать в храме. Поэтому каждый идет в церковь и пребывает на богослужении со своим настроением и опытом.

Главное – понимать, что Церковь задает правильный вектор и правильное направление молитвенного настроения. Мы вместе должны почувствовать, что такое соборная молитва, ее силу, которая помогает ощущать себя в христианской семье, как с нами молятся наши братья и сестры и святые. И сосредоточивать наше внимание на содержании.

Когда мы слышим чтение Псалтири в храме, помним, что псалмы разделяются на разные душевные настроения. Есть псалмы покаянные, благодарственные, хвалебные. Мне кажется, что во время молитвы нужно следовать классическому определению, которое выразил преподобный Иоанн Лествичник и которое потом раскрывали святитель Игнатий и Феофан Затворник. Они говорили, что во время молитвы нужно ум заключать в слова молитвы, молиться со вниманием, а сердце должно сопереживать тем молитвенным просьбам, которые мы сейчас перед Богом возносим.

Во время молитвы сердце должно сопереживать тому, что мы сейчас перед Богом возносим

Недавно мы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла начали читать новую молитву о тех тяжелых событиях, которые пришли в нашу жизнь. Добавили два прошения на ектении и совершенно новую молитву за нашу страну и за наших воинов. Когда я первый раз ее прочитал, то понял, что эту молитву нужно читать не только в храме, но и келейно. В ней просьба у Бога даровать нашему воинству победу, даровать нашему Отечеству мир и долгожданный покой, который мы все так ждем. И чтобы Господь укрепил наш народ, и мы достигли тех целей, о которых столько говорим. Это дерзновенная молитва, просьба к Богу даровать победу.

Далеко не каждое место из Псалтири понятно, но я совершенно спокойно отношусь к тому, что что-то не понимаю в богослужебных текстах. Во-первых, есть историческая и филологическая тому причина, потому что не всегда попадаются удачные переводы. Но это еще и признак того, что остается тайна. Общение с Богом не может быть сведено до понятных принципов. Это все-таки не общение людей, когда каждый из нас примерно на одной волне друг с другом разговаривает. Чем больше этой тайны, тем лучше, как мне кажется.

Фото: monastery.ru

Возьмите, например, вариант русского перевода Псалтири – сразу уходит сакраментальный дух, теряется глубина, духовная составляющая. Славянский язык – это язык молитв, на котором молились тысячи святых. А русский – это уже литературный язык, который несет уже другую функцию, больше культурологическую, образовательную. Не нужно пугаться того, что непонятно. Читайте Псалтирь, это ляжет на сердце и будет просто хорошо. Допустим, вам растолкуют какой-то псалом. Попробуйте прочитать его, понимая содержание. Разве от этого сердце лучше согреется? Наши бабушки и монахини, которые жили в монастырях, просто читали, и им было хорошо от этого. И это очень важно ощущать после молитвы.

Всегда ли количество переходит в качество?

В современном темпе жизни не всегда получается молиться полным утренним и вечерним правилом. Всегда ли количество переходит в качество? Тут я бы привел сравнение со спортом. Есть такие виды спорта, когда нужно вложить в одно движение всю силу. Скажем, метание копья или прыжок вверх. Нужно всего несколько секунд, а этому предшествуют годы тренировок. Христианам, чтобы получить от Бога помощь, в нужный момент, в предшествующей жизни, которую мы проводим с Богом, должно потрудиться. Или, например, в вашем подъезде есть сосед, с которым вы не здороваетесь, не поздравляете его с праздниками, не помогаете. И в какой-то момент вам понадобится от него помощь. А он ответит, что знать вас не знает и никаких отношений у вас нет, с чего ему вам помогать?

Бог, конечно, не человек, но некоторые законы взаимодействия существуют. Мы всегда говорим, что Бог милостив и всех нас любит. Но Он и наш Судья, Воспитатель и Педагог. Пока у нас есть силы, зачем нам терять время на всякую ерунду и глупость, когда можно научиться молиться? Я слышал у святителя Димитрия Ростовского совет, что мирянам надо молиться часто, но мало. Утром немного почитать, пойти на работу, по дороге в транспорте по возможности опять помолиться. В каждый момент можно прославить Господа, о чем-то попросить, перед Ним поплакаться. Постоянная настройка на молитвенное общение с Богом потом даст очень хорошие результаты.

Мирянам надо молиться часто, но мало, в каждый момент можно прославить Господа

Я хотел бы еще сказать о двух главных моментах, которые нам мешают молиться сегодня. Во-первых, это информационная перегруженность. Смартфон, который постоянно в нашей руке, – это тот фактор, который наше сердце вытравливает от молитвенного духа. Когда человек часами занят своими новостными каналами, почтой, то уже для молитвы просто не остается сил и времени. Да, наша жизнь такова, что приходят новые испытания, все освещается, и мы все переживаем.

Но задумайтесь, может быть, лукавый увел вас в информационные дебри, в которых вы уже заблудились? Важно научиться работать с телефоном только по необходимости. А второй враг молитвы – это наша многозаботливость. Да, нам, как мирянам, потребно заботиться о семье, о родителях, о близких людях. Иногда мы в этом тоже перегибаем. Посмотрите, сколько времени проходит в бессмысленной пустоте. У каждого своя больная тема, но я с годами стал чувствовать, что мы не ценим время, которое дано нам Богом.

Вспоминается рассказ одного святого. Он говорил, что если сейчас спуститься в те места, где люди уже душой потеряли Христа, в эти адские обители, и спросить, чего они хотят больше всего, то они бы ответили, что хотят хотя бы одной минуты жизни, потому что за эту минуту можно простить, помолиться и покаяться. Но время уже ушло, и его никто не имеет. А мы имеем это время, это сокровище в наших руках. И важно его не потерять и правильно им распорядиться. Если ты посвящаешь время молитве, то всегда приобретаешь.

Здесь есть важное обстоятельство, которое нужно выполнять. Краткой молитвой может молиться только человек, занимающийся простым трудом. А, скажем, для бухгалтера, диспетчера, айтишника или ответственного руководителя это не вариант. Я, например, очень люблю молиться, когда еду за рулем по трассе за городом. Но в этом есть опасность, потому что ты погружаешься в молитву и сознание может переключиться, так что не всем это подходит.

А вообще, краткая молитва несет в себе эти правильные качества. Во-первых, собирает внимание, потому что в больших текстах оно рассеивается и не может долго концентрироваться. Кроме того, в больших молитвах очень много отвлекающих образов. Приводятся примеры кающихся грешников, какие-то длинные фрагменты. А Иисусова молитва – эти восемь слов – это такой вопль веры, покаяния, надежды, который для Бога очень ценен. В Евангелии как раз такие вопли описаны в виде женщины-хананеянки, прокаженных, которые тоже кричали, иерихонских слепцов. Этот образ крика очень правильный. «Спаси, Господи, я погибаю!» Люди кричат, когда тонут, горят, когда их хотят убить. Это нешуточные вещи. От чего нас должен спасти Господь? От дьявола, от греха, от адских мук. Об этом нельзя просить вполсилы.

Фото: monastery.ru

Иисусова молитва

Давайте немного поговорим об Иисусовой молитве. Как мирянин должен заниматься Иисусовой молитвой? Я поделюсь опытом, который у нас был в пандемию. Люди были изолированы, и в соцсетях мы проводили не только эфиры, но и читали вечернее правило с прихожанами. Правило у нас идет примерно 15–20 минут, и однажды я предложил подписчикам посвятить это время Иисусовой молитве. Я поставил таймер, и мы 15 минут неспешно читали молитву. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». И за 15 минут мы прочитали около 100 молитв. Такая практика мне кажется оправданной. Можно попробовать использовать не временной фактор, а количественный. Пусть будут четки для домашней молитвы для удобства, чтобы наш ум не отвлекался на счет. Можно пройти круг в 100 молитв и этим правилом заменить, например раз в неделю, вечернее или утреннее правило. В этом смысле импровизация приветствуется.

Не нужно замыкаться только в те уставные правила, которые нам даны. Хотя послушание Церкви – это тоже полезная вещь, которая воспитывает человека. Я советую искать свое правило, у каждого оно должно быть свое. С Иисусовой молитвой каждому нужно попробовать. Но в самом начале самый безопасный критерий этой молитвы – это покаяние. Если человек через молитву плачет перед Богом, «плачет сердцем», это и будет молитва. Мы оплакиваем все падение рода человеческого и тот грех, который несем на себе. Если через этот плач молиться Иисусовой молитвой, то будет безопасно.

Второе правило – это внимание. Каждое слово, которое мы произносим, должно произноситься со вниманием. И можно постоять, подумать об этом, снова добавить поклон. Не надо бояться молиться. Иисусова молитва – это общее христианское делание. Человек, оторванный от интернета, телевизора, новостных порталов, живущий на природе, имеющий книги в виде единственного источника просвещения, конечно, будет больше расположен к молитве. А сейчас наша душа – это как «помойка», куда накидали все подряд, а потом мы удивляемся, что не можем молиться, потому что все буквально забетонировано информационным хламом.

Как мы живем, так мы и молимся. И потом – как мы молимся, так мы и живем. Если мы хотим, чтобы наша молитва обрела дерзновение, нужно покаяться. Дерзость и дерзновение – это немного разные смысловые термины. Дерзновение – это возможность обращаться к Богу с глубоким чувством веры, что Бог тебя услышит. Когда мы согрешаем, многие этот путь проходили, мы чувствуем, что недостойны молиться. Сначала нужно сходить к духовнику покаяться, очиститься от греха, а потом уже приступать. Священники знают истории, когда человек согрешает смертными грехами, а после не может зайти в храм и посмотреть на икону: его опаляет внутренний огонь. Однако покаянная молитва помогает человеку сбросить с себя грех.

Очень важно почувствовать, что в какой-то момент мы обращаемся к Богу, и Он нас слышит. Но с просьбами, повторюсь, нужно быть осторожнее, потому что Господь знает все наши нужды и так. Мне кажется, не нужно ничего просить, ни от чего не нужно отказываться. Следует довериться воле Господа и принимать то, что Он посылает.

Не нужно ничего просить, следует довериться воле Господа и принимать то, что Он посылает

Чтение Священного Писания перед иконой – это тоже молитва. Можно зажигать свечу, брать Евангелие и просто читать вслух. Это очень полезный труд. Например, если мужчину раздирает блудная похоть, то можно вспомнить слова Спасителя: «Всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5: 28). Или что блудники Царствие Божие не наследуют (см.: 1 Кор. 6: 9). А если тебя берет обидчивость, озлобление на брата или сестру, тоже прочитай Евангелие. Это Божие слово, Он наш Законодатель, Творец и Судья. И эти слова действуют. Само чтение Священного Писания – это великое дело. Ум плавает, а сердце живет в слове Божием.

Богомыслие

Есть такое духовное делание, как богомыслие. Это молитва или некое преддверие молитвы? Здесь можно вспомнить Страстную неделю, когда мы очень много говорим о сопереживаниях. Как сопереживать предательству, суду, распятию и смерти Христа? Для этого мы приходим в храм, чтобы постоять у Голгофы, посмотреть на Распятого Христа. Но мне кажется, это удел уже преуспевших. Когда мы совершили свое правило, келейно или были на богослужении, святые отцы советуют какое-то время побыть в тишине. Послушать, что у тебя в душе, какой тебе ответ дает Господь. Очень важно после Причастия этим заняться, хотя это маловероятно для нас всех.

Как настоятель храма, я знаю об этом, ведь очень много суеты и забот. Когда я был студентом Академии, меня посвящали в чтецы. В тот день я решил, что причащусь и не пойду на обед, выйду из Лавры и пойду прогуляюсь в лесочке неподалеку. Я вышел тогда и почувствовал Бога в сердце. Это была такая радость, такой покой, такая благодать. Потом я вернулся к делам, переживаниям, и опять все ушло. Но мне кажется, что богомыслие – это то, что открыл нам преподобный Серафим Саровский, когда во время Литургии на малом входе замер в созерцании и простоял два или три часа, что-то видя своими очами, что не было доступно людям и монахам. Но здесь нужно быть осторожным, потому что эти видения и созерцания не для нас.

Митрополит Антоний Сурожский советует, прочитав Евангелие, просто посидеть и поразмыслить об этом, о тайнах нашего спасения, искупления. И вращение ума в этих богоспасительных истинах несет некоторое освящающее значение для человека.

Фото: monastery.ru

Мы столько готовимся ко Причастию: постимся, читаем молитвы… А потом причастились и опять находимся в состоянии, когда не понимаем, что получили. Этот опыт сопереживания Христу мы практически не ощущаем. Столько трудимся, столько делаем, а Бога все равно не чувствуем в своем сердце. Я желаю всем почувствовать Бога, но будьте осторожны, потому что здесь можно принять ложное ощущение за действие благодати. Главное качество присутствия Бога в душе – это благодать. Бесы могут давать радость, восторг, но только не мир. Его может дать только Господь.

Молитва о других

Как творить молитву о родных и близких, а она заповедана нам Священным Писанием? Я бы напомнил о самой сильной молитве. Это молитва на проскомидии, когда мы подаем священнику записку, и он за каждое имя вынимает частицу из просфоры. Эти частицы находятся на дискосе всю Литургию. И после того, как священник причастит народ и отнесет Чашу в алтарь, он особой молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих» – опускает с дискоса частицу в Чашу, где есть Кровь Христова. Это самая сильная молитва, которая нам оставлена. Дальше мы можем обращаться к Богу за наших близких, у которых есть разные нужды.

И мне кажется, гораздо важнее просить за других, чем за себя. Если ты сам болеешь, но сначала молишься за болящего родственника или близкого человека – это по-христиански. Отдельная молитва родителей за детей. Я ощутил на себе эту молитву. Мои родители пришли позже меня к вере. Тогда у меня была сложная жизненная ситуация с браком. Я заканчивал учебу в Академии, мне было 28 лет, и никак не решался вопрос с женитьбой. Я попросил маму с папой, и они стали ежедневно за меня читать молитву. Когда я женился и у нас с матушкой родились дети, мы очень долго с ней молились вместе, потому что молитва утверждает основание домов детей. Это особая благодать родительской молитвы, которую слышит Господь.

Мы с матушкой молились вместе, потому что молитва утверждает основание домов детей
Одной из самых сильных молитв является молитва за наших врагов. Когда у тебя есть человек, с которым ты конфликтуешь, и у тебя не получается выстроить с ним отношения, твой христианский долг – за него помолиться. Подать записочку, поставить свечку, подойти к иконе и попросить, чтобы Господь его простил, вразумил. Иногда это нужно делать долгое время. Нельзя думать, что ты один раз пошел в храм – и все проблемы решились. Господь хочет, чтобы мы проявили верность в этой заповеди. Не так просто врага сделать своим другом. Господь должен видеть нашу готовность пострадать за него.

И все виды помощи, которые мы возносим Господу за наших близких, – это молитва. Кому-то надо замуж выйти, кто-то в институте не может сдать экзамены, кто-то не может завести детей. Это все – наша общая скорбь. Если мы рассматриваем Церковь как Тело Христово, то страдает один член, а за ним страдают все остальные. Дай Бог нам понимать, что Церковь – это наша общая семья, где мы вместе, когда мы читаем одно Евангелие. Не только с Богом соединяемся через Евхаристию, но и друг с другом, дай Бог, будет всяческое во всем.

Протоиерей Андрей Овчинников
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (60) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Рождественский пост
28 ноября - 6 января — Рождественский пост. Принимаем записки на сорокадневное поминовение на Литургии и Псалтыри, о здравии и об упокоении на ближайшие богослужения поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXII областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2022 - 2023 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, сорокадневное поминовение на Литургии и Псалтыри, о здравии и об упокоении на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »