Выбрать страницу

Семейная жизнь и духовная брань

Семейная жизнь и духовная брань

Любого христианина в тот или иной момент жизни одолевают гордые помыслы. И пока он им противится, они не его, но становятся таковыми, как только человек начинает принимать их.

Недавно я получил письмо следующего содержания:

«Отче, могли бы Вы сказать несколько слов о том, как преодолеть гордые помыслы, которые неизбежно приходят после того, как постараешься сделать что-то доброе для родных или ближних? В последнее время меня беспокоит эта проблема. Как достигнуть такого состояния, что сможешь не считать и не помнить тех добрых дел, что сделал людям? Буду очень признателен, если Вы приведете какие-то наставления преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка на эту тему».

Поскольку гордые помыслы – проблема весьма распространенная, я с удовольствием ее прокомментирую. К сожалению, привести конкретных выдержек из «Руководства к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» святых Варсонофия и Иоанна не смогу. Там 850 писем, и если выделять значимые предложения, то пришлось бы переписать половину книги (вторая половина тоже важна, но мысли, приводимые в ней, столь глубоки и основательны, что я их не понимаю). Однако, поверьте мне на слово, это не должно представлять большой трудности, потому что на рассматриваемую тему писали не только преподобные Варсонофий и Иоанн, но и многие другие православные авторы.

Более того, мне тоже приходилось бороться с гордыми помыслами. Я не люблю давать духовные советы касательно того, о чем я сам только читал или слышал. К счастью (или к несчастью), с гордыми помыслами мне приходилось бороться много.

Борьба с такими помыслами принимает различные формы, но одна из наиболее распространенных форм, с которыми приходится сталкиваться верующим православным христианам, представляет собой двусторонние нападки лукавого. Опираясь на такой сценарий, я опишу, как выглядит подобная уловка.

Прежде чем поступить по-христиански и сделать что-то хорошее, меня терзают подобные мысли:

«Я не должен этого делать»;

«Сейчас моя очередь отдохнуть»;

«Почему я все время это делаю? Это несправедливо».

Когда у меня в голове вертятся такие мысли – а это лишь примеры, существуют тысячи вариаций – я начинаю злиться. И чем больше злюсь, тем больше эти мысли меня терзают, превращаясь в порочный круг помыслов и эмоций.

Однако стоит мне отразить первое нападение лукавого и поступить по отношению к члену семьи или ближнему по-доброму, с любовью, великодушно, помочь ему – мысли в голове тут же меняются и принимают примерно такую форму:

«Моя сестра (жена, брат, друг) не осознаёт, как ей повезло, что у нее есть я»;

«Она (он) должна меня все время благодарить»;

Фото: monastery.ru

«Должно быть, я сейчас духовно совершенствуюсь»;

«Какой я молодец, что с самого начала отогнал те лукавые мысли».

Повторюсь, это лишь некоторые варианты гордых помыслов из тысяч возможных. Такие помыслы вызывают в человеке особые эмоции и чувства. Вместо того, чтобы злиться – я доволен собой, полон радости и гордости за себя, кажется, будто я заслужил от Бога какую-то милость.

Подобные мысли и настроения значительно более опасны, чем те, что я описал в начале настоящего эссе. Нам совсем нетрудно заметить и понять, что если мы злимся, то что-то не так (пусть нам даже кажется, что мы имеем право злиться). Но когда кажется, что мы правы, что мы угождаем Богу, следует быть особенно бдительными, потому что именно под видом подобных мыслей часто прячутся гордость и самолюбование.

Когда кажется, что мы угождаем Богу, следует быть бдительными: под видом подобных мыслей часто прячется гордость

Спаситель наставлял Своих учеников, что если они будут поступать правильно (исполнять то, что Он им повелел), то должны говорить себе: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). Думаю, эти евангельские строки – одна из причин, по которой святые отцы советуют нам непрестанно повторять Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Конечно, даже молитва может стать мишенью для лукавого. Мы можем возгордиться тем, что помолились. Меня, бывало, посещали мысли, будто бы я смиренный.

Все эти смущающие мысли и эмоции Церковь именует духовной бранью. Но важно помнить, что разворачивающаяся в сознании борьба – это не я. Пока я противлюсь помыслам или пытаюсь различить их, понять, какие подбрасывает дьявол – все эти мысли не мои, они не я. Моими они становятся лишь тогда, когда я их принимаю, но даже после этого у меня есть возможность покаяться. Порой я принимаю какой-то помысел, обычно сопровождаемый эмоцией, и потом постепенно понимаю, что он был греховным. Осознав это, я каюсь. Я меняю ход мыслей и прошу прощения.

Благодаря духовной брани, ведущейся на уровне мыслей, мы преображаемся и уподобляемся Христу

Мой духовный отец – монах-отшельник, тем не менее он всегда повторяет, что в семейной жизни тоже приходится вести духовную войну. Любить тех, с кем вместе живем, – трудно, возникающие мысли нас смущают, выводят из равновесия. Однако именно благодаря этой брани, ведущейся на уровне мыслей, мы преображаемся и уподобляемся Христу. Стараясь любить родных и на словах, и на деле, мы вынуждены также противостоять потоку помыслов, которые так и хотят ввести нас в искушение и посеять разлад между нами и членами семьи.

Фото: monastery.ru

Иногда такие помыслы и спонтанные эмоции не дают нам проявить к ближнему любовь, наоборот, толкают сказать грубое, ранящее слово. Но бывает, что из-за подобных мыслей мы начинаем хвалиться и гордиться собой. Мы забываем, что, даже поступая по-доброму, мы просто делаем то, что должны, что заповедал нам Бог.

Лично мне во внутренней духовной борьбе очень помогает мысль, что во всем, что я делаю, главное – не столько мои отношения с ближним, сколько мои отношения с Богом. Всякий раз, когда меня посещает мысль о гордости, лености, тоске, эгоизме, я тут же вспоминаю о Боге. Проблема касается не столько какой-то ситуации или людей, сколько моих отношений с Богом, и они должны определять мое поведение с ближними и мои мысли. Это непросто, а как иначе? Это война.

Во внутренней духовной борьбе главное – не столько мои отношения с ближним, сколько мои отношения с Богом

Что касается вопроса, возможно ли когда-либо достигнуть такого духовного уровня, чтобы более не помнить и не считать тех добрых дел, что мы совершили людям, мой ответ: не знаю. Говорят, некоторым святым это удавалось, но большинство из нас, как мне кажется, будут продолжать мысленную духовную брань до самой смерти. Многие святые отцы сходятся во мнении, что нам не стоит ждать в этой жизни ничего, кроме борьбы.

На самом деле я с этим уже смирился, и от этого духовная брань будто стала немного легче. Так как я ожидаю лукавых помыслов, то не так смущаюсь и терзаюсь, когда они меня настигают. Я просто с ними борюсь. Честно говоря, со временем мне кажется, что у меня это стало получаться немного лучше. Не могу сказать, что помыслы, связанные с гордостью, ленью, чувственностью, грехом, меня более не посещают, я просто научился немного быстрее их распознавать и в общем (но не всегда) быстрее их от себя отгонять. В итоге обрушивающиеся на меня помыслы не бывают такими полярными, как раньше (как в примере в самом начале).

Хотел бы в завершение привести довольно длинную цитату матери Терезы Калькуттской. Знаю, что она не была православной, но эта ее мысль совершенно православная:

«Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны. Все равно прощайте им.

Если вы проявляете доброту, люди обвинят вас в тайных личных побуждениях. Все равно проявляйте доброту.

Если вы добились успеха, у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов. Все равно добивайтесь успеха.

Если вы честны и откровенны, люди будут обманывать вас. Все равно будьте честны и откровенны.

Фото: monastery.ru

То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье. Все равно стройте.

Если вы обрели жизненное счастье, вам будут завидовать. Все равно будьте счастливы.

Добро, которое вы сегодня сотворили, люди завтра позабудут. Все равно творите добро.

Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно. Все равно делитесь лучшим.

В конце концов вы сами убедитесь, что все это между вами и Богом. И этого никогда не было между вами и ими».

Священник Михаил Гиллис
Перевод с английского Марии Лицман
Ancient Faith
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (39) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скоро праздник

14 августа - Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня

14 августа в первый день Успенского поста Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием». Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня... далее 14 августа - Начало Успенского поста

На первый день Успенского поста приходится праздник "Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня". В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящение воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

12 августа — мч. Иоанна Воина далее »

13 августа — Заговенье на Успенский пост далее »

14 августаНачало Успенского поста далее » Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня далее »

15 августа — Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана далее »

17 августа — Семи отроков, иже во Ефесе далее »

19 августаПреображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа далее »

Свежие комментарии