Выбрать страницу

«Приимите Духа росу»

«Приимите Духа росу»

Дух Божий, проникающий Собою все тело Церкви, подающий всем членам этого тела различные духовные дарования, и делает возможной для человечества новую жизнь. Новомученики и исповедники Церкви Русской о Святом Духе. 

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский:

Источник новой жизни человечества, именно жизни церковной – Дух Святой. Сам Христос говорил, что кто не родился водою и Духом, не может войти в Царствие Божие (см.: Ин. 3: 3), – нужно быть рожденным от Духа (см.: Ин. 3: 6–8). И когда апостол Павел говорит о единении людей в Церкви, он всегда говорит о Духе Святом как об источнике этого единения.

Церковь для апостола – не только «единое тело», но и «един Дух». И здесь разумеется не единомыслие только, но и единый Дух Божий, проникающий все тело, как и свидетельствуют святые отцы и учители Церкви. «Что такое единение Духа?» – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: «Как в теле дух все объемлет и сообщает какое-то единство разнообразию, происходящему от различия членов телесных, так и здесь. Но дух дан еще и для того, чтобы объединять людей, неодинаковых между собою по происхождению и по образу мыслей… Этими словами («един Дух») он хотел побудить к взаимному согласию, как бы так говоря: так как вы получили одного Духа и пили из одного источника, то между вами не должно быть раздоров».

Блаженный Иероним: «Одно тело в смысле тела Христова, которое есть Церковь; и один Дух Святый – один именно раздаятель и освятитель всех».

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Как в теле дух есть начало, все связывающее и объединяющее, хотя члены различны, – так и в верующих есть Дух Святой, Который объединяет всех, хотя мы разнимся друг от друга родом, нравами и занятиями».

По мысли апостола, вся жизнь церковная есть проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Все производит один и тот же Дух. Люди, по выражению апостола Петра, – лишь «строители многоразличной благодати» (1 Пет. 4: 10). Дух Божий, проникающий Собою все тело Церкви, подающий всем членам этого тела различные духовные дарования, и делает возможной для человечества новую жизнь. Он-то и соединяет всех в одно тело и соединяет именно тем, что вливает в сердце любовь, которая в естественном состоянии человека не может быть основой его жизни и его отношений к другим людям.

«Любовь от Бога» – это изречение апостола Иоанна (1 Ин. 4: 7) можно назвать как бы общей темой целого ряда апостольских рассуждений. «Любовь Божия излита в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 5).

Фото: monastery.ru

Любовь – плод Духа (см.: Гал. 5: 22). Бог спас нас обновлением Духа Святого, «Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3: 5–6). Христиан водит Дух Божий (см.: Рим. 8: 14). Таким образом, живущий в Церкви Дух Святой дает каждому члену силы быть новой тварью и в жизни своей руководствоваться любовью.

*

Может быть, то именно была величайшая минута в жизни всего человечества, когда Господь Иисус Христос во мраке южной ночи, под нависшими сводами зеленеющих деревьев, сквозь которые как бы само небо смотрело на грешную землю мерцающими яркими звездами, в Своей первосвященнической молитве возгласил: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, – Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, – так они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 11, 20–21).

На эти слова Христа следует обратить особенное внимание. В них ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы.

Ведь Христос не молится о том только, чтобы сохранилось Его учение, чтобы оно распространилось по всей вселенной. Он молится о жизненном единстве всех верующих в Него. Христос молится Своему Небесному Отцу об устроении или, лучше сказать, о воссоздании на земле природного единства всего человечества. Человечество создано единым (см.: Деян. 17: 26).

На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе. На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица в единое Существо, так что уже не три Бога, но Единый Бог, живущий триединой жизнью. К такой же любви, которая многих могла бы слить воедино, призваны и люди, о чем Христос и молился Небесному Отцу: «Пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (Ин. 17: 26).

В приведенных словах Христа истина Церкви поставлена в самую тесную связь с тайной Пресвятой Троицы. Люди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны трем Лицам Пресвятой Троицы, любовь которых соединяет Их во единое Существо. Церковь есть как бы единосущее всех лиц, создаваемое их общей любовью друг к другу.

Мысль о Церкви как о новой совершенной общественности, в отличие от общественности, например, государственной, весьма глубоко и прекрасно выражена в кондаке на день Сошествия Святого Духа, когда Церковь именно вспоминает и празднует свое начало: «Егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва и согласно славим всесвятаго Духа».

Здесь основание Церкви ставится в параллель со столпотворением Вавилонским и смешением языков. Именно тогда, при столпотворении, Бог, снизшед, языки смешал и разделил народы.

Христос создает Церковь не для охранения человеческого себялюбия, а для полного его уничтожения. В основу церковного единения положены не охраняющие личный эгоизм правовые начала, а любовь, противоположная эгоизму.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Крымский:

В великий праздник Сошествия Святого Духа на апостолов видим мы, что и духовная энергия, являющая нам силу Божию, может проявляться не только тихо и едва заметно, но и с потрясающей силой и славой.

Фото: monastery.ru

Так явно, с такой потрясающей силой никогда не являл Себя миру Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы.

Дух Святый, конечно, пребывал в сердцах святых апостолов и во все время их постоянного общения со Вторым Лицом Святой Троицы Господом Иисусом Христом до Его Вознесения на небо.

Но теперь, когда им предстояла величайшая задача проповеди Христова Евангелия всем языческим народам; когда должны были они разогнать мрак язычества и просветить весь мир единым истинным светом Христовым; когда должны были они вести тяжелейшую борьбу с самим диаволом, отцом и источником духовного мрака, им, конечно, нужны были сверхчеловеческие силы ума и сердца. Потому и Дух Святой сошел на них с такой огромной силой, с какой ни раньше, ни позже не сходил ни на кого из людей.

Апостолы получили Божественный свет, озаривший их умы, в виде огненных языков. Они получили изумительный дар знания языков и наречий всех народов, которым должны будут дать новое сердце и новый разум.

Итак, с силой, подобной урагану, сошел Святой Дух на апостолов Христовых, ибо пред ними лежала грандиозная задача коренным образом изменить мировоззрение всего человечества и весь ход мировой истории.

Но настанет время, когда с несравненно большей силой, чем даже в день Пятидесятницы, будет явлена безмерная сила Божия и власть Святого Духа; когда по страшному гласу трубы Архангеловой воскреснут мертвые; когда земля и все дела на ней сгорят; когда по слову Божиему, «Се, творю все новое» (Откр. 21: 5), – возникнут новая земля и новая вселенная. К этому страшному дню должны мы готовиться во все дни жизни нашей, чтобы встретить его не в страхе и трепете, а с великой радостью и с высоко поднятыми головами.

Что же надо для этого? Надо помнить удивительные слова апостола Павла в Первом послании к Коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16). Надо жить так, чтобы и в наши сердца сошел Дух Святой.

Если будем со всем усердием исполнять заповеди Христовы, Дух Святой будет вселяться в нас, вселяться, конечно, не с такой славой и силой, с какой сошел на апостолов Христовых, а весьма постепенно и незаметно.

Благодать Святого Духа медленно и незаметно, изо дня в день, будет изменять наш дух и душу, и даже тело. Она сделает нас молчаливыми и тихими, кроткими, тяжело страдающими от неправды и скверн мира.

Все меньше и меньше будем мы думать о себе, блага жизни потеряют для нас всякую привлекательность. Мы будем думать с душевной болью о страдающих, не имеющих хлеба насущного и смотрящих на нас с мольбой. Даже осанка и походка наши изменятся: голова, прежде высоко поднятая, опустится, походка станет тихой; язык и уста наши будут произносить только доброе, нескверное и чистое.

Фото: monastery.ru

Так созреют в нас те драгоценные плоды духа, о которых читаем в послании великого Павла к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23). Стяжать эти драгоценные плоды да поможет вам Евангелие Христово, и благодать Святого Духа да соделает всех вас храмами Духа Божия.

Напомню вам и необыкновенные слова апостола Павла в Первом послании к Коринфянам, слова удивительные и крайне важные для нас: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16). О, что говоришь ты, великий Павел? Неужели и в наши сердца нисходит Дух Святой?!

О да! Глубоко истинны слова Павловы, и их подтверждает с большой силой любимый апостол Христов Иоанн в своем Первом соборном послании, в котором находим глубоко утешительные для нас слова о том, какими благодатными изменениями наших сердец сопровождается тихое и незаметное сошествие в них Духа Святого (1 Ин. 2: 3–4).

Если всем сердцем веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа и исполняем заповеди Его, то любят нас и Отец Его Небесный, и Дух Святой, и вселяется в сердца наши Он Сам со Отцем Своим и Духом Святым, и становимся мы храмами Божиими (Ин. 14: 23).

Это сказывается медленным, но неуклонным освобождением нас от всякой скверны плоти и духа. Мы становимся смиренными и кроткими, тихими и молчаливыми, милосердными и правдивыми, любящими ближних наших. Это тихое общение с Духом Святым да будет для всех вас, духовные дети мои, целью жизни вашей, да будет глубокой и тихой радостью. Заслужите великое счастье быть храмами Божиими и обителью Святого Духа, и защитит Он вас от всех зол и соблазнов мира и даст вам вечную радость и вечный покой.

Священномученик Серафим (Чичагов):

В ком обитает Святой Дух, тот не преувеличивает своих достоинств, не гордится, не надмевается над другими, не потворствует своим страстям, подкрепляет себя непрестанною молитвою, никогда не лукавит, не лжет, не обманывает, он старается делать только то, что угодно Богу, избегает всяких поводов к вражде, уклоняется от зла, охотно прощает обиды, молится за врагов. Совесть его не беспокоит, страсти не волнуют, зависть не мучает.

Исполненный Святого Духа радуется о Господе, радуется о своем спасении!

Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский:

Огонь Духа радует и сожигает нас. Болезненно сожигает нашу нечистоту и райски утешает чистое сердце. Божий огонь в действии. «До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4: 5). Любовь ждет ответа от человека, сотворенного для нее.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

Светло и торжественно в эти два дня святая Церковь празднует Пятидесятницу и «Духа пришествие»; ее песнопения в честь Духа Святого исполнены не менее высокого духовного торжества, чем в великие праздники Рождества Христова и Богоявления.

Фото: monastery.ru

Дух Святой совершил то, что не могли совершить люди: он и апостолов, лишившихся, по-видимому, последних радостей и надежд с вознесением возлюбленного их Учителя на небо, исполнил радостью «совершенною» (см.: Ин. 17: 13), и в мучеников Христовых, видевших пред собою близкую смерть или терпевших жесточайшие муки, вселял высшую неизреченную радость, вдохновлял славить Христа и молиться за мучителей.

Но как мало отзываются чада Церкви на торжество ее в честь Святого Духа, как мало говорит им призыв ее: «Огнедохновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная!»

Как много христиан, которые о Духе Святом почти никогда и не вспоминают и ничем как бы не отличаются от людей, Духа Святого «не видящих и не знающих» (Ин. 14: 17), по словам Господа, или от учеников ефесских, сказавших апостолу Павлу: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деян. 19: 2).

Да как, впрочем, многим из современных христиан и вспомнить о Духе Святом, когда они редко входят в душу свою, столь мало наблюдают то, что происходит в ней, когда внимание их рассеяно бывает постоянно по стогнам мира? Они совсем не знают и не видят нередко страстей своих, не знают и подвига борьбы с ними, не чувствуют немощи и бессилия своего в этой борьбе, а потому не чувствуют никогда и живой потребности взывать от глубины сердца: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны!» Мысли их более сосредоточены на украшении своей плоти, например одеждами (когда даже приходят они и сюда для молитвы), чем на том, чтобы очистить и украсить обитель души для вселения в нее Святого Духа.

Воздадим должную честь Духу Святому и, познав из явленного нам во Христе образца духовного совершенства, как мы духовно слабы, как велики наши немощи и как порабощают себе наш дух плотские страсти, будем чаще призывать Духа Святого на помощь в нашей борьбе со страстями и немощами плоти!

Напечатлеем же, братие, ныне в своем уме и сердце слова апостола, слышанные нами сегодня: «Паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных» (Еф. 5: 18–19), чтобы, начав с этой начальной ступени «хождения во свете», соделаться способными и к дальнейшим, изображаемым апостолами! Не будем пренебрегать толцаниями благодати в наши сердца, чтобы не оттолкнуть от себя Высокого «Блюстителя душ наших»; не будем ожесточать сердец наших при слышании гласа Духа Святого, как бывает с некоторыми! Пусть вместе с песнопениями церковными слова благодати проникают в самое существо наше, чтобы, одушевляемые Духом Христовым, исполнялись мы решимостью и в жизни творить дела Христовы!

Епископ Арсений (Жадановский):

Как велики дары чистоты сердца! Она рождает безмятежность души, кротость, скромность, простоту, проницательность ума, способность созерцать высшие небесные красоты, незлобие, благопристойность во всем, вселение в нас Духа Святаго, ибо Дух Святый может пребывать только в чистых сердцах.

Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (20) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

20 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

4 июля - Обретение мощей прп. Максима Грека

Преподобный Максим Грек (в миру Михаил) — русский религиозный публицист, автор и переводчик. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных.Один из образованнейших людей своего времени, преподобный Максим оставил после себя богатое литературное наследие, включающее экзегетические, полемико-богословские и нравственно-обличительные произведения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 июля — Обретение мощей прп. Максима Грека далее »

6 июля — Владимирской иконы Божией Матери далее »

7 июляРождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна далее »

8 июля — Благоверных князя Петра и княгини Февронии далее »

9 июля — Тихвинской иконы Божией Матери далее » Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее »

10 июля — Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского далее »

Свежие комментарии