Выбрать страницу

Херувимская песнь: время, когда мы становимся ангелами

Херувимская песнь: время, когда мы становимся ангелами

Продолжаем изучать богослужение, его переменные и непеременные составляющие. Тема сегодняшнего материала, одна из самых любимых частей Литургии – Херувимская песнь.

Во время учебы в семинарии одним из моих самых нелюбимых предметов была литургика. Мне она казалась сухой и довольно нудной. Ни в коем случае не оправдывая собственную инертность к такому важному предмету, все таки попробую объяснить почему так получилось.

Все дело в том, что семинарский курс литургики предполагает изучение исключительно устава, т.е. что откуда берется,  что когда читается, что когда поется, что когда и при каких условиях опускается (пропускается) и так далее. Это постоянное обращение к схемам и уставным особенностям, похожим больше на изучение юриспруденции, чем на средство живого общения с Богом. Смысловое наполнение, значение и история богослужения – это уже академический курс. Как для юриста всякие законы – это безжизненные формулировки, «оживающие» только при их применении в работе, так и богослужебный устав для меня «ожил» только тогда, когда я стал священником.

Большинство же молящегося в храме народа глубоко в церковные службы не «ныряет». На моей памяти было лишь несколько прихожан, кто действительно сам, собственными силами стремился подробно разобраться в уставе и содержании богослужений. А ведь это просто бездонный источник, как каких-то смыслов, так и живого духовного опыта. Во всяком случае, на среднестатистическую человеческую жизнь информации хватит с избытком.

Сегодня мы зачерпнем из этого источника: поговорим о любимой всеми православными христианами Херувимской песни.

История

Согласно свидетельству византийского монаха и хронографа XI-XII веков Георгия Кедрина, составлена и введена употребление на литургии Херувимская песнь была в 573 году, в царствование императора Юстина II. Этот гимн фактически является первой частью литургии верных, ведь именно перед ним провозглашалось требования оглашенным покинуть храм. Херувимская песнь готовит молитвенное собрание к Великому входу – перенесению заготовленных Даров с жертвенника на престол.

Вы никогда не задумывались над тем, что в проскомидии, как в священнодействии, во время которого заготавливается вещество Таинства Евхаристии, имеют право принимать участие только верные, т.е. крещеные христиане, а она при этом совершается вообще до начала литургии, т.е. еще при оглашенных? Я понимаю, что оглашенных сегодня в нашей Церкви не существует, что составляет определенную проблему, но сейчас не об этом. Дело в том, что изначально проскомидия совершалась как раз в тот момент, когда сегодня поется Херувимская, т.е. в начале литургии верных, и представляла собой единое тайнодействие, гармонично соединенное с остальной частью богослужения.

Изначально проскомидия совершалась как раз в тот момент, когда сегодня поется Херувимская, т.е. в начале литургии верных.

Содержание гимна нам всем, плюс-минус, понятно (об этом чуть ниже), но важно подчеркнуть, что по смысловому наполнению Херувимская является как бы продолжением молитвы малого входа, которую читает священник и которую, к большому сожалению, не слышат молящиеся в храме христиане. Приведем ее слова полностью:

«Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Связь, как видим, здесь очевидна. Нетрудно заметить, что во время служения литургии, все читаемые священником молитвы обращены к Богу во множественном числе, т.е. от лица всего молитвенного собрания и изначально они произносились вслух. Единственное исключение здесь составляет молитва как раз на Херувимской песне, составленная святителем Василием Великим, в которой священник просит «облеченна благодатию священства, предстати Святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь».

Гимн «Иже Херувимы» поют на всех литургиях годового цикла, за исключением Великого Четверга, когда поется молитва «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», и Великой Субботы – с песнью «Да молчит всякая плоть человеча». Для тех, кто подзабыл последний текст, я советовал бы взглянуть на него и тогда станет понятно, что привычная для нас Херувимская по смыслу является его сокращенным вариантом.

Стоит также сказать, что в Византии гимн «Да молчит всякая плоть человеча» пелся также еще в навечерие Рождества Христова, чем Церковь дополнительно подчеркивала родство двух праздников, как конкретно в жизни Спасителя, так и в деле Искупления человека. Наверное, как раз в Рождество, при всей торжественности праздника, как никогда уместно сказать: «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Содержание

Существует несколько переводов гимна с церковнославянского языка, но все они немного отличаются друг от друга. Больше всего затруднений вызывают две фразы: «Яко да Царя всех под’имем», – и: «Ангельськими невидимо дориносима чинми».

Как видим в первом случает стоит слово «под’имем», что не является чисто церковнославянским вариантом нашего «подымем», смысл здесь немного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

В греческом варианте песни стоит глагол «ύποδεξόμενοι», с одной стороны означающий «подхватывать» или «поднимать», а с другой – «угощать», «просить на обед», «принимать гостя». Получается, что Христос – Царь, но Его мы принимаем, подхватываем не как Его невольники, а как друзья, добровольно любящие своего Владыку. Также глагол «под’имем» указывает на установленную иерархию: Христос – Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, а мы – люди – «под» Ним, на нижних ступенях бытия.

В фразе «ангельскими невидимо дориносима чинми», основную проблему составляет перевод четвертого слова. По сути это «недопереведенный» греко-славянский вариант. Эллинское «δορυ» означает «древко копья» + славянский глагол «носить». В новых европейских языках не нашлось соответствующего аналога, поэтому приходится не столько указывать, сколько описывать эту «дориносимую» ситуацию, чем и обусловлена разница в русскоязычных переводах.

Согласно некоторым историческим данным в Соборе Святой Софии в Великом входе могло принимать участие до трехсот человек, что являло действительно грандиозное шествие.

Автор Херувимской песни провел параллель между торжественным, победоносным шествием императора в сопровождении своего воинства и триумфальным входом священнослужителей в алтарь несущих Дары – Христа – подлинного Царя вселенной.

Согласно некоторым историческим данным в Соборе Святой Софии в Великом входе могло принимать участие до трехсот человек, что являло действительно грандиозное шествие. Именно поэтому и сегодня священник и диакон несут дискос с чашей максимально высокого. Словосочетание «дориносимо» постепенно стало христианской метафорой, означающей торжественный, победный, триумфальный прием.

Остальной, хорошо нам знакомый текст Херувимской, указывает, что не только люди изображают славящих Бога херувимов, но и сами Небесные Силы, реально невидимо присутствуют в это время в храме. Это предвосхищаемое Царство Божие на земле. С одной стороны – это «жизнь будущего века», но с другой – она нам дана уже здесь и сейчас в литургическом опыте.

* * *

Надеюсь, что теперь Херувимская песнь станет для нас понятней. Пусть эта небольшая заметка позволит каждому действительно настроится во время литургии на общение с Богом и Ангельскими чинами и, хотя бы несколько минут кряду не отвлекаться на посторонние мысли.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Херувим. Константин Золотарев. 2004 год. Серафим Фрагмент картины / spzh.news

Просмотрено (565) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Рождественский пост
28 ноября - 6 января — Рождественский пост. Принимаем записки на сорокадневное поминовение на Литургии и Псалтыри, о здравии и об упокоении на ближайшие богослужения поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скоро праздник

7 декабря - Вмц. Екатерины

Святая Екатерина Александрийская - великомученица III в. н.э. из Египта. Обладала необыкновенной красотой, мудростью, умом и т.д. Объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души... Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого... Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть за свою веру. Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, сорокадневное поминовение на Литургии и Псалтыри, о здравии и об упокоении на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »

10 декабря — иконы Божией Матери «Знамение» далее »

11 декабря — Сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) далее »

13 декабря — Апостола Андрея Первозванного далее »

Свежие комментарии