Выбрать страницу

Десятая заповедь: о грехе, который приносит только боль

Десятая заповедь: о грехе, который приносит только боль

Святитель Григорий Нисский учил, что зависть — «это начало зловредных страстей, отец смерти, первая дверь греху, корень порока, порождение печали, матерь бедствий, повод к непокорности, начало стыда». Преодолеть этот грех очень сложно, он проникает глубоко в сердце и уродует душу человека. Как же ему противостоять и как от него исцеляться? Решили разобраться в этих вопросах с протоиереем Александром Хворостом.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»

 

Ненасытная страсть

Десятая заповедь запрещает такой порок, как зависть. Человек не должен завидовать благополучию ближнего, в чём бы оно ни проявлялось. Что же такое зависть? В толковом словаре Даля это слово определено как «свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; …нежеланье добра другому, а одному лишь себе». В словаре Ушакова зависть — это «чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого».

Почему же нельзя завидовать? Потому, что это чувство убивает в человеке любовь к ближнему. Оно абсолютно ненасытное и не приносит завистнику никакого удовольствия, только страдания. Другие страсти и пороки хоть на время насыщают душу иллюзией радости, благополучия, счастья. Даже убийство может в некоторых случаях принести злорадство или удовлетворение, а вот зависть несёт только боль.

Со времён первых людей до наших дней

Зависть пришла в мир на заре человечества: именно она стала причиной того, что Каин убил Авеля. Её жертвой стал Иосиф, сын Иакова, которого братья хотели убить, а потом продали в рабство. Наш Спаситель страдал от зависти фарисеев и саддукеев, которые не могли простить Ему любви народа. Прошли столетия, но ничего не изменилось, и в наше время люди продолжают страдать этим духовным недугом.

Некоторые разделяют зависть на белую и чёрную. Есть мнение, что белая зависть более безобидна, просто человек хочет такую же жизнь, карьеру, успехи, как у его ближнего. Для христианства неприемлема зависть в принципе, поэтому мы не делим её на хорошую и плохую.

Зависть — вовсе не безобидное чувство. В прошлом нашего народа остался ХХ век с его глобальными потрясениями, многие из которых стали результатом обострившейся классовой борьбы, отчасти родившейся от зависти. С развитием общества, появлением материального производства начали формироваться классы, одни из которых стали богатыми и успешными, а другие были обречены на тяжёлый низкооплачиваемый труд. Зависть последних в итоге привела не только к революциям, но и к уничтожению целых классов — дворянства, купечества, буржуазии, духовенства.

Как бороться с чувством зависти?

Чтобы победить зависть, нужно меньше верить идеям, утверждающим, что человек должен собирать богатство на земле, что благо — только в материальном. Мы живём во время рекламы, убеждающей, что счастье заключается исключительно в потреблении и приобретении. Христос же нас учит другому: всё земное тленно, наша задача — собирать сокровища на небесах. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

Святой Василий Великий вслед за Спасителем учит стремиться к приобретению благ вечных и истинных, а не земных славы и богатства. Нужно стремиться к минимализму, который хорошо знаком христианам издавна. Верующий человек должен со смирением относиться к тому, что у него есть, и уметь довольствоваться малым. Не стоит посвящать жизнь приобретению многого — оно, как правило, оказывается лишним. Человеку очень немного надо, чтобы достойно прожить жизнь. Не стоит стремиться к богатству, но не надо и недооценивать то, что вы имеете.

Кто болеет завистью?

У зависти много недобрых плодов: это соперничество, гнев, недоброжелательность, злорадство, вражда, ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь, клевета, ябедничество, коварство, лукавство, лицемерие. Благодать Божия оставляет сердце завистника, и там не остаётся места для любви: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Можно завидовать не только материальному благополучию, но и духовному превосходству или большему таланту ближнего. Каким бы видом зависти человек ни страдал, он может преодолеть её только покаянием, смирением и созидательным трудом. Тот, кто ничего не умеет, будет завидовать всем, кто занят любимым делом. Если человек нашёл себя и свою нишу в жизни, ему некогда завидовать: он увлечён семьёй, работой, хобби. А если жизнь пуста, если человек ленив, безынициативен и алчен, то ему только и остаётся, что завидовать. Такому нужно искать своё дело, развивать собственные таланты, и направить энергию в русло созидательного труда.

Исцелят созидательный труд и благодарность

Завидуя, человек восстаёт против Промысла Божьего о нём. Каждого из нас Господь ведёт, о каждом заботится. Не имея каких-то благ, мы тем самым учимся смирению. Завистнику смирение незнакомо.

Справедливости ради нужно сказать, что современный мир меняется, и не всегда в лучшую сторону. Сейчас очень много людей просто выброшены на обочину жизни. Нет хорошего образования — нет зарплаты, нет перспектив, человек в социальном плане занимает очень низкое положение. Для того чтобы вырваться из сложившихся условий, нужно прикладывать очень большие силы, которых у него может и не быть. Сколько эмигрантов едет за лучшей жизнью, а в итоге попадает в трудовое рабство, работает на самой тяжёлой работе и не имеет возможности изменить своё будущее! Конечно, это не может не влиять на психику, волю, мышление человека, и можно понять, если он завидует тем, кто имел возможность начать жизнь в совсем иных условиях. Однако бороться с завистью нужно при любых обстоятельствах. Надо стараться искоренять её из нашего мышления и души.

Первым шагом на этом пути должна стать благодарность за всё, что мы имеем. Не страшно, если имеем немного, ведь чем больше человек стяжает, тем сложнее ему смиряться перед Богом. Материальное благополучие, достаток и излишества обременяют. Надо уметь благодарить за немногое и преумножать таланты: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29). Не надо смотреть на то, что имеют другие, лучше сосредоточить внимание на собственной жизни. Человек — кузнец своего счастья, он должен создать своё благополучие с помощью Божьей. Завидуя, не преуспеешь, поэтому будем тратить силы и энергию на улучшение своей жизни. Главное — чтобы Бог дал нам Свою помощь, благословил наши труды и преумножил благополучие.

Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (129) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Подать заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Великий пост

15 марта - 1 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

14 апреля - Прп. Марии Египетской

Святая Мария Египетская была раскаявшейся блудницей, жившей в V веке. Благодать Божия и заступничество Матери Божией обратили ее к покаянию, и покаяние ее превзошло по силе своей и ее грехи, и представление о возможном для человеческой природы. 47 лет она провела в пустыне, из них в течение 17 лет (ровно столько, сколько она грешила) она вела жестокую борьбу с обуревавшими ее страстями, пока не очистила ее Благодать Божия, пока не отмыла и не высветлила ее душу до состояния ангельского... далее

Стояние Марии Египетской

14 апреля - Среда 5-й недели Великого поста - ЧТЕНИЕ ВЕЛИКОГО КАНОНА АНДРЕЯ КРИТСКОГО, Стояние Марии Египетской (17:00)

Это богослужение отлично тем, что на нем целиком прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который до этого звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской... далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

(младенцев за такой Литургией не причащают)
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

11 апреля — Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника далее »

13 апреля — Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

14 апреля — Прп. Марии Египетской далее »

17 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »