Выбрать страницу

Бог видит сердце. Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Бог видит сердце. Слово в Неделю о мытаре и фарисее

В притче Спасителя мытарь стоял вдали в храме, потому что сознавал, как он далек от Бога. На самом деле он был ближе, чем думал. «Близ Господь сокрушенным сердцем», — говорит псалом. Евангелие сегодняшнего дня разоблачает всякую внешнюю видимость и учит нас, как достигнуть прощения Божия.

Многие из нас, наверняка, неправильно представляют внешний вид этих двух людей, пришедших в храм помолиться. Мы, конечно же, видим фарисея стоящим в первых рядах — статного, одетого согласно церковному торжеству и вызывающего антипатию своей величавостью. А мытарь — это, скорее всего, презренный, изможденный нищий в отрепье, умиляющий своей смиренностью.

На самом деле все было по-другому. Мытарь, наживший состояние от далеко не всегда честного сбора податей, наверняка, был богат и хорошо одет. А фарисей, исхудавший от постоянных постов, был, скорее, бедным. Если бы Бог смотрел на внешний вид, Он оправдал бы фарисея с его явными признаками аскезы и отверг бы мытаря с его богатством и неправедностью. Но Бог смотрит на сердце, и Он «богатящияся отпусти тщи» (Лк. 1, 53). В глазах Божиих богатый совсем необязательно такой, как принято считать. Фарисей исполнен самим собой и своими добрыми делами, которыми он хвалится. Он превозносится строгостью своего поста и десятиной, жертвуемой на храм. К тому же он постится больше, чем требуется по закону. Согласно притче, он не получает оправдания по двум причинам. Прежде всего, он не просит его, уверенный, что не нуждается в нем. Он пришел в храм, чтобы исповедать, что он праведный. Во-вторых, он столь полон собой, что не способен принять дар Божий.

Мытарь же не строит никаких иллюзий. Грешник из грешников в глазах своих соплеменников, он почти стыдится, что пришел в храм. И ему нечем гордиться пред Богом. Он «не смел даже поднять глаз на небо». Его молитва — молитва смирения, правды и покаяния: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» Он вверяет всего себя Богу. Он сознает свою полную нищету. И в его сердце изливаются потоки Божия милосердия и прощения.

Не искушаемся ли мы предстоять в молитве пред Богом с нашей видимостью и самоправедностью? Мы бессознательно выставляем то, какими благочестивыми мы являемся, и то хорошее, что мы делаем, рискуя искренне не сознавать себя бедными грешниками, и по существу забываем о покаянии. Как мы читаем молитвы ко святому причащению, которые все как молитва преподобного Серафима Саровского, тысячу дней и ночей стоящего с воздетыми руками на камне: «Боже, милостив буди мне грешному»? Как воспринимаем после каждого прошения на ектении эту непрестанную молитву всей Церкви — молитву мытаря: «Господи, помилуй»? Насколько серьезно готовимся к исповеди — таинству примирения с Богом, которое не может состояться, если не будет у нас мытарева воздыхания из глубины сердечной?

Нам естественно думать, что вернувшись домой, сборщик налогов исправил свою беззаконную жизнь, хотя Евангелие не упоминает об этом. Господь говорит только: «Сказываю вам, что сей вышел оправданным в дом свой». Он вышел оправданным — стал праведным даром Божиим. Он получил дар милости от Бога, Которого он умолил, смирив себя. Так и хочется добавить «до смерти», почти до смерти. Молитва мытаря согласна со смирением Христовым, и потому она услышана. В молитве мытаря, как и в молитве разбойника благоразумного, Господь возвышает нас, потому что мы узнаем Его там, где нас ждет Его милосердие. Он был возвышен, можно сказать, — превознесен. Это предполагает, что речь идет о его конкретной жизни, согласной с его молитвой, через которую ему была дана благодать праведности.

Молитва фарисея, убежденного в своей праведности, была лишь попыткой самооправдания. Он хотел воздать красноречивую хвалу Богу, но воздал хвалу лишь самому себе, возвысив себя над другими. Как мог он быть оправдан, как мог он стать праведным, в то время как возвышенно и громко, хотя сказано «сам в себе», провозглашал, что не нуждается в этом?

Апостол Павел писал христианам Рима: «Человек оправдывается верой без дел закона». Он — фарисей, обратившийся к истинной вере даром свыше, — понял, что надо всецело предать себя Богу и Его любви, явленной во Христе Иисусе. Мы спасаемся даром. Спасение не покупается торговлей, которой занимается евангельский фарисей. Такое видение жизни естественно полностью меняет наши отношения с Богом. Оно заставляет нас молиться по-другому. Наши отношения с другими людьми также должны измениться. Вместо того чтобы сравнивать себя с ними (естественно, в свою пользу) и ставить себя на пьедестал, умаляя других, мы можем узнать в них, как и в самих себе, присутствие терпения и любви Божией. И мы будем благодарить Бога за Его верность нам — более чем за нашу верность Ему, ту, которой мы пытаемся жить, и у нас порой получается хорошо, а порой очень плохо. Мы будем радоваться, более чем нашим достижениям, действию благодати, дару Божию, который дает нам возможность быть христианами изо дня в день.

Мы пришли сегодня в Церковь помолиться. Можем ли мы выйти из нее оправданными?

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Просмотрено (67) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Подать заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших. 27 марта, 3 и 10 апреля — поминовение усопших. Великопостная родительская суббота. Панихида... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подготовительные недели

7-13 марта - третья подготовительная неделя к Великому посту
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики: Подать заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

2 марта - Обретение мощей блж. Матроны Московской

Святая Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых в России святых. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 мартаВселенская родительская (мясопустная) суббота далее »

7 марта — Неделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

8 марта — Обретение мощей блж. Матроны Московской далее »

9 марта — Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи далее »

14 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

15 мартаНачало Великого поста далее » Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» далее »