Выбрать страницу

Иисус Спаситель

Иисус Спаситель

Важно не спасение само по себе – важен Бог, спасающий нас. Нам нужно стремиться не к спасению, а к любящему нас Богу. А Бог – везде: в нашей жизни, в Библии, в Церкви, в Таинствах…

Мы знаем, что Христос был назван Иисусом, Иешуа, потому что это имя означает «Спаситель» или «Бог спасает». «Да крестится каждый из вас для прощения грехов, и получите спасение» (ср.: Деян. 2: 38). «Веруй в Бога, и спасешься» (ср.: Деян. 16: 31); «Ко Мне обратитесь, и будете спасены» (Ис. 45: 22) – в Священном Писании так много мест, в которых говорится о спасении, что я даже не буду пытаться все сейчас вспоминать.

Но сегодня хотелось бы обратить особое внимание на то, что в Священном Писании Спасителем в первую очередь назван Бог. «Бог устрояет спасение посреди земли» (ср.: Пс. 73: 12). Даже в Новом Завете, в самом начале Евангелия от Луки, когда Мария осознает, что зачала во чреве, Она поет Свою известную песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1: 46–47). Итак, Бог – Ее Спаситель, Он спасает Ее.

Бог – Спаситель. Он воздвиг рог спасения (см.: Пс. 131: 17). Он спасает людей Своих от врагов их, Он дает «уразуметь народу Своему спасение в прощение грехов их» (Лк. 1: 77). В Евангелии постоянно говорится о спасении. К примеру, апостол Иоанн в своем Евангелии пишет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 16–17).

В Деяниях апостолов Петр говорит, что нет другого имени, кроме имени Иисуса, которым надлежало бы нам спастись (см.: Деян. 4: 12). Апостол Иоанн продолжает: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 19–21). Бог посылает Своего Сына, как свет, в мир, чтобы спасти мир, чтобы быть Спасителем мира, чтобы люди, находящиеся во тьме, вышли из нее, чтобы томящиеся в оковах смерти обрели свободу и более не были рабами.

Согласно православному вероучению, если спасение возможно для человека, то только во Христе и через Христа. Христиане убеждены: если бы Христос не пришел, если бы не умер на кресте, если бы Бог не воскресил Его, если бы Он не воссел по правую сторону от Отца, разрушив смерть, простив все наши грехи, исполнив всякую правду и явив истину, никто из людей не получил бы спасение. Никто бы не был спасен. Все остались бы во тьме, в неведении, в болезнях, рабами своих же страстей – в конце концов, все бы погибли. Это и есть основа христианской веры.

А теперь давайте зададим вопрос, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Мы ведь знаем, что Он Спаситель.

Многие христиане вопрос: «Ты спасен?» – поняли бы так: «Ты попадешь в рай?» Они бы стали рассуждать так: если кто-то говорит: «Я спасен», то, по сути, имеет в виду, что точно знает, что наследует Царство Небесное, что всякий верующий и крестившийся будет спасен. Итак, я верую, я крещен, значит, получу спасение, но не за мои дела, а по благодати Божией. Многие рассуждают в таком духе, однако потом начинают спорить о том, что же нужно делать, чтобы спастись. Нужно ли верить? Достаточно ли только верить или важны и дела? А как же благочестие? Чтобы спастись, нужно быть членом Церкви. Но только молиться в храме – мало, так не спасешься. Так же не спастись, если знать только Символ веры. Или все же спастись? Может быть, можно спастись, если никогда не нарушать посты, даже в среду и в пятницу, а только нарушишь – сразу в ад? А кто-то говорит, что всё это ерунда, всё не так.

Итак, вопрос спасения обсуждают чрезвычайно много, эта проблема в буквальном смысле разделяет нашу Церковь на тысячи церквей, во многих из которых утверждают, что спасение возможно через веру в Библию, в Иисуса Христа, но спорят, что и как нужно делать. Знаете, некоторые думают, что для спасения нужно принять Христа. Находятся такие (могу сказать, что они ближе к кальвинистам или августинцам), которые говорят, что не мы выбираем Бога, а Он выбирает нас. Есть предопределение. Бог решает, кто будет спасен. Бог – суверен. Если Он захочет кого-то спасти, то спасет, а если нет – то человек отправится в ад и ничего не сможет сделать, от него ничего не зависит, потому что Бог делает, что хочет. Он спасет тех, кого захочет спасти, и осудит тех, кого захочет осудить. Очень много споров по поводу Таинств, по поводу Причастия. Христос сказал, что кто не будет есть Его Плоти и пить Его Крови, тот не будет иметь в себе жизни. Не будет иметь в себе вечной жизни (см.: Ин. 6: 53–54). Поэтому многие думают, что можно спастись, причастившись.

Много различных споров, не буду описывать их все, не стану вдаваться в подробности – всё и так очень запутано. Важно, что задаваться вопросом: «Что нужно для того, чтобы спастись?» – просто нельзя. На самом деле об этом рассуждать, так думать – чудовищно, это богохульство. Истинные христиане вообще никогда не должны вдаваться в такие рассуждения. Никогда. Я в этом глубоко убежден и сейчас объясню почему. Главное – Бог. Всемогущий Бог, исполненный красоты, чудес, величия, славы. И Его единородный Сын Иисус Христос, рожденный на земле от Девы. Всесвятой и животворящий Дух, исходящий от Отца, почивающий на Сыне и дарованный нам. В этом жизнь. В этом мир. Это реальность, истина. Мир. Радость. Плод Святого Духа. Сам Бог. Прежде всего нужно осознать, что нас должно интересовать не спасение само по себе, а Бог, спасающий нас. Нам нужно стремиться не к спасению, а к любящему нас Богу. Бог. Он везде: в нашей жизни, в Библии, в Церкви. Бог в Таинствах, а значит, и Христос, и Его крестная смерть, и воскресение, слава, смирение, любовь, милосердие, кротость. Христос говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Нужно осознать, что нас должно интересовать не спасение само по себе, а Бог, спасающий нас

Главное – Божественная благодать, явленная в нас и дарованная нам для спасения. Эти слова мы слышим в Апостольском чтении в праздник Богоявления: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2: 11). Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Бог есть «Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4: 10). Поэтому мы должны исповедовать, что Бог во Христе, распятом на кресте, уже спас всех и вся. В этом благая весть. И осознание этого должно нас восхищать. Это мы должны исповедовать. Этим мы должны жить.

Если удастся, то мы будем славить Бога, будем стремиться из любви к Нему исполнять Его заповеди. Будем стараться возлюбить Его всем сердцем, и всею душею, и всем разумением (ср.: Мф. 22: 37). Мы будем пытаться возлюбить, как самих себя, не только нашего ближнего, но и злейшего врага. Мы больше никого не станем осуждать. Святые отцы наставляют, что нельзя никого ни за что осуждать. Кто мы такие, чтобы судить? Бог – Спаситель и судья. И Он судит нас, спасая. Он пришел не для того, чтобы осудить нас, но чтобы спасти. Что же есть спасение? Спасение – Бог.

Спасены мы, прежде всего, от – от неведения, от тьмы, потому что Бог дарует нам истину, Он есть истина, Он дарует нам Дух истины. Бог спас нас от греха. От нашего безумия, от болезней, от прегрешений. От самих себя, от тщеславных движений сердца и ума. Мы спасены от всего, что нас разрушает, и – главное – от смерти. Но мы спасены не только от чего-то, но и для чего-то. Для жизни. А что такое жизнь? Священное Писание говорит, что жизнь есть прославление Бога.

Как только я осознаю, что Христос спас меня, во мне тут же появится желание непрестанно молиться, благодарить во всех обстоятельствах, всему радоваться. Я постараюсь раздать всё, что у меня есть. Попытаюсь сделать всё, что мне под силу, понимая, что не заслуживаю спасения, что бы я ни сделал. Могу отстоять сто литургий, совершить самосожжение – что угодно, но если, по слову апостола Павла, любви не имею, если буду делать всё из гордости и самолюбования, только чтобы после смерти попасть в рай и заслужить спасение, то я по-прежнему во власти диавола. Почему? Потому что не научился разуметь Бога. Понять и принять спасение – значит понять и принять Бога. Мы любим не спасение, а Бога. Мы любим Бога, и Бог спасает нас за то, что мы любим Его, славим и хвалим всяким нашим дыханием.

Согрешая, мы каждый раз встаем, потому что можем покаяться. Господь даровал нам это спасение раз и навсегда, когда на кресте был распят Сын Божий Иисус, наш Бог и Спаситель, Христос Спаситель. Возможность ежедневного покаяния – одна из составляющих спасения. Святые отцы даже говорят, что Господь спасает нас за наши слезы. За то, что мы плачем о наших грехах и о грехах всего мира. Мы развратили мир, разрушили экономику, из-за нашей жадности, конкуренции, расизма (список можно продолжать) земля превратилась в ад. Во Христе Бог спас нас от этого ада. Не только от ада, но и для рая.

Возможность ежедневного покаяния – одна из составляющих спасения

Человек, который дает себе в этом отчет, никогда не станет зацикливаться на том, что же такое спасение. Он будет полностью предан Богу, своему Спасителю, Христу, Который есть Спаситель.

Конечно, мы не посмеем утверждать, что если мы приняли Христа как Спасителя, то априори наследуем Царство Небесное. Ведь вопрос будет звучать так: «Ты правда веришь, что Иисус спас тебя?» Если да, то это будет видно по делам. Об этом говорится в Священном Писании. Приходя в храм, мы постоянно взываем: «Боже, спаси нас», «Господи, помоги нам, спаси, помилуй, сохрани нас Твоей благодатью». Но важно понять, что всё спасение в том, что нас окутывает, на нас изливается Божественная благодать, милость, любовь.

Как только эта мысль прочно утвердится в сердце, то Бог, если захочет, Сам спасет нас, и Он знает как. А нас более не будет волновать вопрос спасения. Мы станем стремиться только к тому, чтобы угождать Богу, славить и любить Бога, Который есть любовь, Который возлюбил нас настолько, что послал в мир Своего возлюбленного Сына, чтобы спасти нас, чтобы даровать нам спасительную силу и любовь Святого Духа, пусть мы живем в мире, полном греха и разврата. Каждый день мы обращаемся к Богу: «Господи, помилуй, спаси меня, будь со мной». Мы говорим: «Господи, позволь мне быть достойным Твоего великого спасения, позволь мне быть частью этого спасения, Твоей любви, Твоей истины, Твоего примирения, Твоей победы над смертью и над диаволом; я знаю, что позволишь. Почему? Потому что Ты уже спас меня, спас всех и вся».

Перевод с английского Марии Лицман
www.ancientfaith

Протопресвитер Фома Хопко
Источник: Московский Сретенский Монастырь

Просмотрено (53) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка… подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скоро праздник

27 января - Равноап. Нины, просветительницы Грузии

Равноапостольная Нина - апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины. С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией. Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 января — Мц. Татианы далее »

27 января — Равноап. Нины, просветительницы Грузии далее »

30 января — Прп. Антония Великого далее »

31 января — Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского далее »

1 февраля — День интронизации Святейшего Патриарха Кирилла; прп. Макария Великого, Египетского далее » Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского далее »

3 февраля — Прп. Максима Грека далее »