Выбрать страницу

О Божественной Литургии

О Божественной Литургии

Каждое утро во многих храмах совершается Божественной Литургия, величайшее Таинство, заповеданное нам Самим Господом, продолжающееся с первых времен существования христианства. Будучи всегда общим делом всех христиан, касающимся каждого члена христианской общины, включая больных и находящихся в темницах (им разносили Святое Причастие домой и в камеры), Литургия была поистине осознанным и важнейшим действием в жизни наших предшественников.

Сегодня зачастую это не так. Люди могут годами ходить в храм, причащаться, но так и не понимать те важнейшие моменты службы, которые проходят мимо них, воспринимая богослужение как красивый концерт, берущий за душу, как торжественные выходы и входы духовенства в алтарь. Весь глубокий исторический и символический смысл, наполняющий Литургию, остается в таком случае на втором плане.

Но если вникнуть в контекст происходящих действий, увидеть это из глубины веков, то Литургия заиграет совершенно другими красками. Посмотрим и сравним, какие действия лежали в основе нынешних частей Евхаристии.

Святитель Иоанн Златоуст, автор одной из Литургий, был архиепископом Константинополя, где во многом формировался наш нынешний чин этой службы. Давайте мысленно перенесемся в то время и поприсутствуем на Литургии, которую совершал святитель.

Представим себе древнюю церковь Святой Софии, тогда еще в виде базилики. Народ до прихода архиерея ждал в притворе, который тогда делали очень большим. Когда приходил святитель в сопровождении императора, то они входили в храм через центральные двери, называемые «царскими». С ними вместе в церковь входил народ. Впереди несли Евангелие, свечи и кадильницы. Алтарь тогда еще не закрывался иконостасом. Священнослужители входили в алтарь, Евангелие клали на Престол, а святитель Иоанн Златоуст поднимался на высокое горнее место (возвышение выше человеческого роста в восточной части алтаря) и оттуда приветствовал весь народ возгласом: «Мир всем!». Ему отвечали: «И духови твоему». После этого начиналось чтение Священного Писания, причем читали из Ветхого Завета, из Апостола и Евангелия.

После окончания Евангелия произносилась проповедь, а иногда и несколько. Многие из бесед святителя Иоанна Златоуста, дошедшие до наших дней, являются проповедями, которые он произносил в Святой Софии, других храмах столичного города и Антиохии, где служил до назначения в Константинополь. Иногда они длились по несколько часов. Произносили проповеди, обычно тоже стоя на горнем месте. Но святитель Иоанн Златоуст предпочитал говорить в центре храма, где находился амвон, откуда читали Писания.

Иногда произносилось и несколько проповедей, и длиться они могли не один час

В этих проповедях святитель пытался донести до прихожан слово Божие, обличить грехи народа; не боялся он обличать и императорскую семью, если видел что-то противоречащее христианской жизни. Он объяснял Священное Писание, и до сих пор мы можем наслаждаться той златословесной рекой, которая и теперь питает наши сердца истиной о Боге.

Народ часто аплодировал во время проповеди, когда святитель произносил что-то особенное и нравившееся всем.

После проповеди произносилась ектения – прилежная молитва, после чего уходили оглашенные (те, кто готовился к принятию Таинства Крещения) и кающиеся (те, кто из-за совершения тяжких грехов не мог причащаться со всеми). Когда эти люди уходили, то оставшиеся вновь молились за всю Церковь, за мир, за тех, кто нуждался в особой молитве (болящие, страждущие, подвергающиеся опасностям и т.д.). На эти прошения народ отвечал: «Господи, помилуй».

После этого все приветствовали друг друга целованием мира, и начиналось внесение в храм приготовленных хлеба и вина для совершения Евхаристии. Обычно народ сам приносил дары для совершения этого Таинства и оставлял их в специальном сосудохранилище рядом с храмом. В этот момент диаконы шли туда и вносили хлеб и вино в церковь.

Далее епископ и духовенство готовились к совершению Евхаристии. Святитель Иоанн Златоуст вслух читал молитву Анафору над принесенными дарами. Вполне возможно, что он читал сочиненную или отредактированную им самим Евхаристическую молитву. В конце этой молитвы поминались умершие и живые, в том числе поименовывались те епископы, которые не были еретиками и с которыми Церковь имела общение.

Наконец начиналось приготовление ко Причастию, произносилась еще одна ектения, пелась молитва «Отче наш», после чего епископ, поднимая руки ввысь, провозглашал «Святая – святым», призывая таким образом всех верных ко Причастию. Все, начиная с духовенства, причащались, причем все причащались двумя видами отдельно – Телом и Кровью.

После Причастия Дары уносились в сосудохранилище, где диаконы потребляли оставшееся. А тем временем епископ произносил отпуст, и все расходились по домам.

Святитель Иоанн Златоуст оказал большое влияние на богословие и понимание Литургии. Он всегда подчеркивал, что это великое Таинство, которое дает возможность христианам участвовать в искупительном деле Иисуса Христа. Причащаясь, мы не только вспоминаем страдания Господа, но и участвуем в них. Мы видим Его в яслях, находимся с ним на Тайной вечере, мы восходим на Крест, прикасаемся к Воскресению, мы служим вместе с ангелами небесную службу.

В Евхаристической молитве святитель Иоанн концентрирует наше внимание на благодарении Богу: мы должны благодарить Его и за то, что мы знаем, и за то, что от нас сокрыто, но также является благодеянием для нас, за то, что Он создал мир, за то, что послал Своего Сына в этот мир, чтобы спасти человечество, за то, что Единородный Сын принял смерть на Кресте, за то, что позволил нам собраться в церкви и совершить эту Божественную службу…

И как это было в духе такого святого человека! Ведь его последними словами были: «Слава Богу за всё».

 

При написании использовались: статьи «Православной энциклопедии», лекции священника Михаила Желтова, книга Хью Уайбру «Православная Литургия: развитие евхаристического богослужения византийского обряда».

Серафим Алпатов
Источник: Московский Сретенский монастырь

Просмотрено (86) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка… подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Святое Богоявление

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 января православные христиане отмечают КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ, или БОГОЯВЛЕНИЕ. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана... далее

Скоро праздник

20 января - Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

На следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Название этого празднества «собором» означает собрание всех праздников Иоанна Крестителя в едином дне. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 январяСвятое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа далее »

20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна далее »

22 января — Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

23 января — Свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

24 января — Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника далее »

25 января — Мц. Татианы далее »