Выбрать страницу

Чем отличается стыд настоящий от стыда ложного?

Чем отличается стыд настоящий от стыда ложного?

Что же такое стыд? Мы не можем ответить на этот вопрос без определения предпосылки «на основе чего этот стыд возникает».

Главная основа стыда – нормы морали, утвержденные в обществе. И если индивидуум нарушает эти нормы морали, тогда он осознает, что поступил неправильно. И это осознание приносит ему угрызения совести или мучения, которые словно бы заставляют, мотивируют индивидуума загладить вину и вернуться в первоначальное состояние, когда его душа находилась в гармонии с моралью. Такой правильный стыд в православном христианстве называется страхом Божиим.

Если говорить об обществе европейском и производном от него американском, то, конечно, ядром, геном, фундаментом существования этого многомиллиардного общества, состоящего из десятков народов, была до недавнего времени христианская мораль. Именно она, являясь законом Бога, превращает человеческое общество в «…дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3). Т. е. христианская мораль – это тот путь, через который Бог дарует человечеству жизнь и спасение. В этом смысле достаточно проанализировать историю. Мы видим, как именно принятие христианства различными народами: эллинскими, латинскими, славянскими, германскими, кельтскими стимулировали их к мощному толчку развития, фактически породив тот этнокультурный феномен, который называется «европейская цивилизация». В этом, конечно, огромная заслуга христианства. Именно его мораль стала сердцем и душой европейской цивилизации. Как источники водные она пропитала собою все сферы общественной жизни от Церкви и до экономики, от культуры и до юриспруденции, государственного устройства. Ведь что такое законы большинства европейских государств, как не нормы христианской морали, применяемые в определенных конкретных случаях?

Но сейчас можно наблюдать некую попытку разрушения христианской морали. Этот процесс можно сравнить с автопромом. Вроде бы кузов автомобиля один, но постепенно из него забираются родные детали и заменяются чужеродными. То мотор хотят поменять, то колеса, то коробку передач. Пытаются замаскировать один автомобиль под другой и пустить его совершенно в другую сторону, чем первоначальное направление. Если бы людям дали сразу бы этот автомобиль, они бы в него не сели. А так это вроде бы та машина, но на самом деле не она, уже другая. Постепенная подмена. Мимикрия. Так хищник маскируется под окружающую среду, чтобы удобнее поймать жертву.

На мой взгляд, дорогие братья и сестры, мы с вами становимся свидетелями кования некоей новой морали, новой псевдорелигии. Её основатели пытаются демонтировать христианство постепенно, почти незаметно, приспособив новую мораль для своих целей, в которых они отвели себе более роль владельцев и погонщиков скота, нежели собратьев и сограждан.

И здесь уже появляется новый стыд. Стыд быть христианином. Стыд исповедовать веру во Христа. Стыд быть приверженцем традиционных ценностей.

Например, как часто мы с телеэкранов слышим слова «чтобы природа вас берегла, чтобы судьба вас берегла». Но как редко мы слышим фразу «чтобы Бог вас берег». Вообще, такое ощущение, что в наших СМИ стараются старательно не употреблять слова «Бог», «Господь», «Христос», «Спаситель». Как будто стесняются этих слов, боятся быть высмеянными своими же коллегами – миром, в конце концов.

В то же время многие постыдные и развратные вещи для СМИ являются нормой. Их не только не стыдятся, но восхищаются ими.

И даже когда горел знаковый для европейской истории христианский храм – Собор Парижской Богоматери, диктор с телеэкрана призывал природу, чтобы она спасла храм. Не Бога, для Которого этот храм был построен, а природу.

У моего знакомого, журналиста европейского телеканала, который делал репортаж о схождении Благодатного огня, редакторы попросили удалить информацию о том, что Благодатный огонь сходит именно православному Патриарху.

И сегодня мы видим, что отпраздновать Хеллоуин и надеть на голову дьявольские рожки не стыдно, а косынку при входе в храм или юбку вместо джинсов – стыдно. Причем заметьте: Хеллоуин (Самхейн) – праздник совершенно нам чуждый, навязанный извне. Даже не нашей культуры.

Или ЛГБТ. Это омерзительная тематика содомского греха. Мы стоим на пороге той попытки внедрения в общество содомии, когда за исповедание христианской морали, резко критикующей (причем в тексте Священного Писания!) содомский грех, полагается уже административное или криминальное наказание. Вдумаемся только: у православных отбираются храмы, их избивают, ломают им руки (и часто безнаказанно), а в случае с ЛГБТ, когда человек назвал грех грехом, ему грозит заключение или большой штраф.

Происходит попытка подмена морали. Это, пожалуй, уже можно констатировать сейчас. Это, если хотите, набат, словесный тревожный удар колокола. Тратятся огромные деньги и ресурсы, чтобы целые народы перестали думать и верить в Бога. Христианские ценности пытаются показать смешными, устаревшими, ненужными, отжившими.

Но Спаситель Сам сравнивал христианство с домом, построенным на прочном фундаменте. Христианство – это дом, в котором мы, европейцы, живем много столетий уютно, тепло и хорошо. Зачем нам из дома, который построил для нас Сын Человеческий, породнившийся с нами, перебираться в хлев для скота? Ведь потакание страстям и грехам, мощно навязываемое сейчас современному человеку, ведет именно туда – в хлев, к животным инстинктам, страстям, что делает нас скотоподобными, а потом и бесоподобными. Не будет там, за пределами этого великого дома христианской морали, ничего, кроме мусорной кучи и рабства – попадания в плен к диаволу. В истории, в недалеком прошлом, уже ставили подобные эксперименты и в Советском Союзе, и в фашистской Германии. Чем были эти государства, как не попыткой жизни без Христа? И чем это закончилось? Многомиллионным убийством, морями пролитой крови.

Почему? Потому что «сказал безумец в сердце своем: ‟нет Бога”» (Пс. 13:1). Обуянный, испепеленный собственной гордыней Навуходоносор из могущественного царя превращается в зверя: «ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан. 4:30). Он был отлучен от людей.

Блудный сын, взявший наследство у отца, если не вернется к отцу, погибнет на стране далече. Там жизнь невозможна. Там возможны только смерть, ад и страшные лютые звери, которые казались прекрасными миражами.

Потому что Бог – единственный Источник и Податель Жизни. Так нужно ли удаляться от него в бесплодную огненную пустыню страстей?

Дом Жизни построен. Он уже стоит. И это христианство. Нужно только, находясь в нем, достроить дом своего сердца, своей души на основе заповедей Божиих.

А начать с того, чтобы сказать Господу, себе и всему миру: «Слава Богу, я христианин!»

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (38) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »

10 декабря — иконы Божией Матери «Знамение» далее »

11 декабря — Сщмч. митрополита Серафима (Чичагов) далее »