Выбрать страницу

Почему православные богослужения такие разные

Почему православные богослужения такие разные

Богослужение – это сердцевина жизни Церкви. Вся жизнь православного христианина проникнута им – домашним ли, общественным. Без служения Богу не было бы Церкви. Но, к сожалению, очень мало людей понимает православное богослужение.

Три, а то и четыре часа стоять на службе, не понимая ее, очень трудно. Многие отцы советуют в таких случаях молиться про себя, творить внутреннюю молитву, но это трудно и, в общем-то, странно: молитва в храме – это молитва, прежде всего, общественная, требующая участия всей общины. Весь строй, весь порядок службы нацелен на то, чтобы человек участвовал в общей молитве.

Полноценному участию в богослужении мешает, во-первых, непонимание богослужебных текстов, ведь для этого нужно обладать хотя бы базовыми богословскими знаниями (про богослужебный язык вообще отдельный разговор), во-вторых – незнание, как именно строится православная служба, почему в один день у нее один порядок, во второй – другой. Первый аспект мы затрагивать не будем, разберем второй.

Если человек ходит на богослужение только утром, то вскоре он будет знать его наизусть. Общий порядок Литургии практически один и тот же и в обычный будний день, и в праздник. Сюрпризы будут ждать на вечернем богослужении. Глянув на приходское расписание, человек увидит, что их несколько видов, и все они обозначены малопонятными терминами – «славословное», «полиелейное», и т.д. Как во всем этом разобраться?

Думаю, вы все знаете, что каждый день православного календаря посвящен памяти какого-нибудь святого или праздника. Для каждого святого или праздника установлен свой ранг богослужебного почитания, и это естественно, ведь «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Всего таких рангов в нашем богослужении пять. Они носят название «знаки Типикона». Типикон – это богослужебная книга, рассказывающая, как служить в тот или иной день, и напротив каждого дня в году в ней расставлены специальные знаки. Именно они и указывают, какого ранга сегодняшняя служба.

Первый ранг – простая служба, или служба без знака. Таких служб в нашем календаре подавляющее большинство. Она самая короткая по длительности, читают на ней гораздо больше, чем поют. Собственно, празднуемому святому на такой службе молитвословий мало, гораздо больше их обращено к Богу, Богородице и недельному святому. Каждый день недели имеет свою тематику: понедельник посвящен ангелам, вторник – святому Иоанну Предтече, среда и пятница – Кресту Господню, четверг – апостолам и святителю Николаю, суббота – всем святым и всем усопшим. Чем проще служба, тем больше молитв недельным святым, чем торжественней – тем больше празднуемому святому. Богослужения четвертого и пятого ранга вообще отменяют молитвы недельным святым.

Второй ранг – шестеричная служба, или служба на шесть. По форме она мало отличается от простой, но в ней гораздо больше молитвословий, посвященных святому дня, причем в каждом богослужебном фрагменте их шесть, от чего она и получила название.

Третий ранг – служба со славословием, или славословная служба. По строю она почти простая, но здесь уже гораздо больше песнопений, посвященных празднуемому в этот день святому или празднику, и почти нет песнопений недельным святым. Интересная особенность этой службы – праздничное окончание: торжественно поется завершающий богослужение гимн –

«Великое славословие» (на службе без знака и шестеричной этот текст читается). Именно поэтому эту службу так и назвали.

Четвертый ранг – служба с полиелеем, или полиелейная служба. Это уже полноценная праздничная служба. Пения гораздо больше, чем чтения. В середине службы поется полиелей – особое песнопение, состоящее из избранных стихов 134-го и 135-го псалма, прославляющее милость Господню (отсюда и название: по греческие «полиелей» – много милости). На этом богослужении, в отличие от всех предыдущих, читается Евангелие, подобранное специально к празднику или памяти святого, а также совершается елеопомазание: все верующие прикладываются к праздничной иконе, и священник помазывает их освященным маслом. Нужно отметить, что большинству почитаемых святых положен именно этот ранг, пятого ранга удостаиваются совсем немногие.

Пятый ранг – это всенощное бдение. Раньше это богослужение совершалось всю ночь, что и дало ему название. По своему порядку оно очень похоже на полиелейное, но отличается от него большей торжественностью. Например, во время всенощного бдения торжественно поется псалом в начале и совершается полное каждение храма, в середине службы освящается хлеб, пшеница, вино и елей, которые после елеопомазания раздаются верующим. Как ни странно, большинство прихожан знакомо только с этой службой. Именно она совершается вечером по субботам, а также накануне великих праздников и памяти великих святых.

Мы наметили общие принципы построения служб. В следующих статьях будем более подробно разбирать каждую из них, но уже этой информации достаточно, чтобы иметь представление, что нас ждет на той или иной вечерней службе.

Александр Адоменас
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (85) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Рождественский пост
28 ноября - 6 января — Рождественский пост. Принимаем записки на сорокадневное поминовение на Литургии и Псалтыри, о здравии и об упокоении на ближайшие богослужения поста... подробнее

1 комментарий

  1. Вера

    Спасибо за такие нужные статьи! Спасибо, что умеете объяснить доступным языком некоторые сложности в особенностях церковной службы. Теперь я более осознанно буду в них участвовать. Божия благословения вам за ваши труды.

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скоро праздник

7 декабря - Вмц. Екатерины

Святая Екатерина Александрийская - великомученица III в. н.э. из Египта. Обладала необыкновенной красотой, мудростью, умом и т.д. Объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души... Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого... Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть за свою веру. Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, сорокадневное поминовение на Литургии и Псалтыри, о здравии и об упокоении на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »

10 декабря — иконы Божией Матери «Знамение» далее »

11 декабря — Сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) далее »

13 декабря — Апостола Андрея Первозванного далее »

Свежие комментарии