Выбрать страницу

Блаженства или горе: что выберешь ты?

Блаженства или горе: что выберешь ты?

Удивительно, но обычно добровольно выбирают горе, считая его блаженством.

В Евангелии от Луки Нагорная проповедь Христа несколько короче, чем у Матфея. Но зато против четырех заповедей блаженства у апостола описано столько же «заповедей горя». На контрасте легче понять, что действительно делает человека счастливым и позволяет стать подобным Богу, а что вредит и лишает полноты вечной жизни.

Когда мы слышим слова Христа «блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20), у нас могут возникать противоречивые чувства. Самое простое толкование, во все времена приходившее на ум, – это превозношение Спасителем буквально нищеты. И в этом кое-что есть: и Сам Христос, и Его ближайшие апостолы не были богачами, более того, раздавали все и следовали за Ним. Но речь в сей заповеди не о бедности или богатстве, а о состоянии человека. Нуждается ли он в Боге? Если да – то он встал на путь блаженства. Без внутреннего голода по Богу невозможно отправиться в Царство Небесное. Состояние одиночество, нехватки духовного воздуха, поиск иной реальности – все это свидетельствует о том, что человеку, кем бы он ни был, некомфортно в этом мире. Нищета духовная – ощущение, что Бога нам тотально не хватает, и без Него нет никакого счастья в жизни.

А вот «богатые», которым Христос обещает горе, — это самоуверенные и надменные эгоисты, убежденные, что у них все есть и в жизни они устроились довольно удачно. Люди подобной категории не зря называются Спасителем богатыми. Материальный достаток и особенно избыток создают у человека ложное чувство убежденности в своих самодостаточности и исключительности. Действительно, попасться в эту ловушку легко: многое покупается и многое продается с помощью денег. Но обманываться не стоит, ведь конец у всех людей один. А вот дальше оцениваться будет уже не денежный, а духовный капитал. И вопрос, кто что по жизни накапливал.

«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк. 6:21). В этом предложении мысль Спасителя продолжается, как и в заповеди-антагонисте о пресыщенных. Алчущие уже не просто желают найти Бога, но подобно голодному, у которого включаются рефлексы, активно ищут пищу. Молитва, слов Божие, духовная литература, беседы с единоверцами, участие в таинствах и главном из них – Евхаристии – вот хлеб небесный, которым не может насытиться алчущий христианин. В противовес ему привязанные к миру люди, ищущие развлечений и потех, в том числе и в религиозных течениях, современных культах и философиях, думают, что видели уже все. Для них духовная жизнь, вернее, ее симулякр, не более, чем очередная забава и игра. Они относятся ко всему с позиций потребителей, а не жертвователей. Неудивительно, что им достаточно поверхностного взгляда и кратковременного увлечения, чтобы потерять интерес в том числе и к религии. Пресыщенные уверены в том, что у них все есть. Это большая ошибка. В земной жизни голод по Богу неутолим. А вот в Царстве Божьем все изменится.

Как и в случае с нищими духом, фраза Христа «блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6:21) также может поначалу вызвать вопросы. Ну, какое же это счастье – постоянно рыдать? Известно, что речь здесь идет о покаянном плаче, который далеко не всегда сопровождается слезами. Сокрушение сердца – это горькое признание своего греха, духовного промаха. Искренне признаваясь Богу и самому себе в том, что было совершено зло, большое или малое, человек очищается, получает прощение и меняет образ мысли. Покаяние – это очищение человека от негатива. В таком случае, все встает на свои места. Чтобы получить счастье, нужно очиститься от всего, что приносило несчастье. Поэтому и рыдает кающийся грешник, что оскорбил Бога и отогнал Его, подлинный источник счастья от себя и себя же этого счастья своим грехом лишил. Все сходится.

Ну, а те же «богатые» и «сытые», конечно, счастливы своей самодостаточностью и у них все хорошо. Они улыбаются, кажутся внешне успешными и радостными. Но, согласитесь, от этих поймавших за хвост удачу позитивиста веет чем-то неестественным. Хорошее настроение как будто бывает находящимся рядом в тяжесть. Да, они просто убедили себя в том, что им вот так хорошо. На самом деле, они просто смирились с грехом внутри себя. И они вроде на позитиве, а нам рядом с ними не очень. Потому что радость искусственная. Подлинная радость всегда заряжает всех вокруг.

Неудивительно, что столкновение двух духов – Бога и мира – обязательно выльется в противостояние, ведь они диаметрально противоположны. Христос был распят, гонениям подверглись апостолы и первые христиане, да и на протяжении всей истории за веру в Бога Распятого преследовали и масштабно, и на бытовом уровне с сатанинским ожесточением. Но это хорошо, говорит Спаситель, потому что мы на правильном пути и обязательно получим за то награду на Небесах. А награда эта – и есть то абсолютное счастье, которое будет длиться вечно в мире без болезней, печалей и воздыхания.

Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (67) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

28 октября — Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» далее »

29 октября — Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (Iв) далее »

30 октября — Прор. Осии (820 до Р.Х.) далее »

31 октября — Апостола и евангелиста Луки далее » Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца далее »

1 ноября — Прор. Иоиля далее » Мч. Уара далее »

4 ноября — Казанской иконы Божией Матери далее » Семи отроков, иже во Ефесе далее »

5 ноября — Апостола Иакова, брата Господня по плоти далее »