Выбрать страницу

Почему рясы у священников и монахов черного цвета?

Почему рясы у священников и монахов черного цвета?

Попытка ответа на этот, казалось бы, простой вопрос приводит нас к одному из главных качеств Церкви – Она не от мира сего. Ее задача – вести человека, а с ним и весь тварный мир к спасению, в горняя – духовное Небо. Отсюда и цвет одежд служителей Церкви – священников и монахов. В основе своей он черный, за редкими исключениями. Оговорюсь, в данной статье мы не говорим о цветах богослужебных облачений, которые уже имеют в себе в литургическом смысле цветовую символику праздника. Здесь мы говорим скорее о повседневной одежде священнослужителя и монашествующего – рясе и подряснике. Греческое слово ράσον переводится на русский язык как вытертая, поношенная одежда. В таких одеждах ходили монахи древности, позже она стала повседневной одеждой и священнослужителя. Второй такой одеждой является подрясник, соответственно, по значению слова, он носится под рясой.

Черный цвет рясы и подрясника символизирует собой как раз вот эту неотмирность Церкви, то стремление ко спасению, к Отцу нашему Небесному, к Которому, в сущности, и должен вести пастырь Христовых словесных овец. Поэтому необычность священнической одежды – это тоже немая проповедь. И человек, который видит священника или монаха на улице, всё равно задумается о вечном, задумается о Боге. Черный цвет рясы имеет двойственное значение.

Во-первых, конечно, это смерть. Умирание для мира. И священник, и монах – это те люди, которые добровольно принесли себя в жертву Богу, чтобы стать Его служителями. И священник, и монах (каждый в своих обетах: есть монашеские обеты, есть священническая клятва) отрекаются от мира и признают Бога Центром своей жизни. Они спогребаются со Христом, словно бы умирают для мира, чтобы войти в жизни вечную и стать проводниками в нее и других людей.

Во-вторых, черный цвет священнических одежд – это еще словно бы отсутствие цвета, выход за рамки земного бытия, в надмирный Божественный покой.

Когда ты, священнослужитель, облачаешься в подрясник, это дисциплинирует тебя, приходит осознание, что ты воин и служитель Христов; что ты посредством Литургии и других Таинств сам входишь в невидимое Небо и вводишь туда людей, становишься ходатаем перед Богом за народ.

Об этом же пишет праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниковых записях: «Священнику молиться только о себе – грешно. – Молитва о пастве везде должна за ним следовать».

Поэтому мы видим, что в Церкви всё гармонично и стройно. И нет случайных даже самых маленьких деталей, включая и черный цвет рясы. Всё зовет человека в Небо.

Ведь всё не просто так. Обо всех милосердный Господь имеет Свое благое отеческое попечение. И когда ты в суетящемся и спешащем городе видишь священника в рясе, он всем своим видом напоминает тебе, что нужно каждому обрести свою дорогу в Церковь, войти в Нее, стать на молитву и, открыв дверь в храм, шагнуть в Небо.

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (177) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

19 сентября - Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

В этот день Православная Церковь прославляет чудеса, совершенные для блага христиан святым Михаилом, Архангелом Небесных Сил в разные времена в разных местах... далее

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 сентября — Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи далее »

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы