Выбрать страницу

Как разорвать «цепочку греха»: когда один грех тянет за собой другой?

Как разорвать «цепочку греха»: когда один грех тянет за собой другой?

В духовной жизни есть явление, которое в православной аскетической традиции получило название «цепочка греха». Прелюбодеяние рождает лицемерие и ложь, ложь влечет за собой убийство… Один грех тянет за собой другой, и они связаны между собой, как звенья одной цепи. Совершение греха ставит человека в ситуацию, когда самым «простым» и легким выходом кажется другой, иногда намного более тяжелый грех. И положить предел наматыванию этой цепи способно только покаяние.

Причем, в покаянии важно различать сознательно психологический, таинственный и деятельный аспекты.

Прежде всего, покаяние — это, как следует из значения греческого слова «метанойя», «перемена ума», или, выражаясь современным языком, перемена образа мыслей, отказ от греховного мировоззрения.

Не случайно свое общественное служение Господь Иисус Христос начал именно с проповеди покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (Мф 4:17; Мк 1:15). Покаяние — это прежде всего сожаление о совершенном греховном поступке и твердое решение никогда его более не повторять. Сожаление о грехе часто имеет психологически-эмоциональное выражение — это и плач, и сокрушение сердца. У Давида это проявилось еще и в том, что он строго постился и лежал на голой земле.

Следующая ступень после такого психологически-эмоционального покаяния — таинственное прощение Богом грехов, в которых раскаялся грешник. Свое завершение оно получает в Таинстве исповеди, когда Бог через священника «отпускает», «разрешает» те грехи, в которых покаялся верующий. Однако формальная исповедь не принесет пользы в борьбе со страстями, если этому не предшествовало глубокое личностное покаяние и сокрушение о содеянном.

Покаяние действительно способно разорвать «цепочку греха», вывести человека из круговорота страстей и пороков. Но сила и величие покаяния еще и в том, что оно выковывает первое звено в «цепочке добродетелей». Это — третья, деятельная сторона покаяния, которую многие, увы, упускают из виду. Но без нее покаяние неполно, а грех — не излечен. Этот аспект покаяния заключается в том, что покаявшийся стремится на практике совершать дела, противоположные прежним грехам.

Тот, кто гневался и злословил — старается жить со всеми в мире, терпеливо перенося обиды. Тот, кто был скуп и жаден — подает милостыню и помогает ближним. Унывавший и печалившийся — учится духовно радоваться, видеть во всем промысел Божий и благодарить Бога за все. Обжора и чревоугодник — старается обрести меру в еде и постигнуть смысл поста. Прежний сквернословник учит молитвы, чтобы прославлять Бога, вместо того, чтобы хулить ближнего.

Только так, зародившись в уме через осознание совершенного греха, утвердившись в сердце через плач и сокрушение, покаяние исцеляет страсти и пороки через непрестанное делание добрых дел.

Протоиерей Димирий Юревич
Источник: Журнал Фома

Просмотрено (85) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

4 августа - Мироносицы равноап. Марии Магдалины

Мария Магдалина — преданная последовательница Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц, из которой Господь изгнал семь бесов и, которая после исцеления всюду следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. По преданию, через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах... далее 5 августа - Почаевской иконы Божией Матери

Чудотворная Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет... далее

Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001)

Фёдор Фёдорович Ушаков — выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков. Память об этом удивительном человеке до сих пор живет в Отечестве. Фёдор Фёдорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином. Его именем названы награды, великолепные морские суда, а также снят интересный фильм о такой удивительной жизни адмирала. В честь Фёдора Ушакова назван астероид, а Православная церковь канонизировала его как святого покровителя военно-морским силам... далее

Приходской листок

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 августа — Пророка Илии далее »

3 августа — Пророка Иезекииля далее » блгв. княгини Анны Кашинской (Обретение мощей) далее »

4 августа — Равноапостольной Марии Магдалины далее »

5 августа — Почаевской иконы Божией Матери далее » прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001) далее »

6 августа — Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба далее »

7 августа — Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы далее »

9 августа — Великомученика и целителя Пантелеимона далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы