Выбрать страницу

Почему в церкви могут отругать?

Почему в церкви могут отругать?

В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

При мне в церкви наругали одного мальчика за то, что он смотрел на иконы, задрав голову, и сказали, что отрок должен ходить, потупив взгляд. Почему так? Ведь иконы очень красивые, но иногда висят высоко.

Начну с того, что вопрос этого мальчика, столкнувшегося в храме с таким отношением — это, что называется, крик души. Видно, что он не просто обратил внимание на этот случай, а испытал большое эмоциональное потрясение. И, отвечая на его вопрос, скажу сразу: то, чему он оказался свидетелем, абсолютно ненормально, недопустимо! Церковь — это не то место, где можно кого-то ругать, даже если бы и был формальный повод, не для того мы в нее приходим. И кем бы ни оказался этот «ругатель» — обычным прихожанином, работником храма или даже священником — его поступок, я считаю, совершенно недопустим.

Теперь о том, что, собственно, поставили мальчику в вину. Я вот уже давно не мальчик, а лысеющий и седеющий священник, но и я часто задираю в храме голову, разглядывая иконы и росписи на стенах, на куполе. Конечно, никакая роспись, никакое человеческое искусство не может стопроцентно передать Бога. Но дело-то всё в том, что, глядя на иконы, на росписи, на фрески, человек ощущает Бога, устремляется свой душой к Нему. Не зря икону называют окном в духовный мир. И когда человек в храме задирает голову и смотрит на иконы — это достойно всяческих похвал.

Фото: blago-vita.org.ua

Вспоминаю одну историю, как маленький мальчик впервые вошел в какой-то деревенский дом и увидел там в красном углу иконы. Темные, почти черные от копоти, где почти ничего и разобрать было нельзя. Но мальчик остановился, долго, не отрываясь, смотрел на эти потемневшие доски, а потом сказал: «Какая красота!» А потому что Бог дает детям (взрослым тоже, но детям — чаще) увидеть через икону, через ее символический язык  — невидимый мир, мир духовный.

Почему же в храмах иногда происходят такие возмутительные случаи? Потому что среди верующих, воцерковленных православных людей, увы, встречаются те, кто не понимает, что такое вера, что такое духовная жизнь, сводит всё к соблюдение неких формальных правил. Они слышали звон, да не знают, где он, они учат не смирению, а формальным признакам смирения. Ходить, потупив взор — это, как они думают, и есть смирение. А по-настоящему смиренный человек может как раз и стоять, задрав голову. Он же не шумит, не бегает — он стоит и созерцает.

Церковь — это пространство свободы. Не вседозволенности, конечно, а настоящей свободы, к которой призывает нас Господь: «и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Поэтому если человеку удобнее молиться, задрав голову к куполу — то это никак не запрещается. Если ему удобнее молиться, склонившись в поясном поклоне, и это можно. Главное, чтобы это не мешало молиться другим (как мешает, например, болтовня).

Но не все это понимают, поэтому в храме можно столкнуться и вот с такими «ругателями». И тут возникает очень важный вопрос: а как на такое реагировать? Ведь есть соблазн возмутиться, качать права, обличать в фарисействе, в недостатке веры, и так далее.

Так вот: этого ни в коем случае не надо делать! Если к тебе в храме кто-то прицепился и начал ругать — скажи ему «Простите, я больше не буду» и отойди в сторонку. Не надо начинать спорить с такими людьми. По двум причинам. Во-первых, мы приходим в храм, чтобы молиться, чтобы общаться с Богом, а какое уж может получиться общение с Ним, если ты раздражен, взвинчен, жаждешь бороться и обличать? В таком состоянии духа молиться нельзя! Во-вторых, с такими людьми бодаться бесполезно, они закостенели в своих представлениях и не хотят их менять. Кроме того, ты же не знаешь, что это за человек, как сложилась его жизнь, почему он стал таким? Может, он попросту нездоров физически и душевно? Может, он прошел через какие-то страшные беды, которые его ожесточили? Может, ему не повезло с воспитанием, образованием, и он искренне считает, что своей руганью приносит тебе пользу?

Самое правильное тут — отойдя, мысленно помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь умягчил его сердце. Я понимаю, что не всегда это сразу получается: иногда обида столь сильна, что на молитву об обидчике не хватит воли. Но в любом случае нельзя надмеваться над таким человеком, нельзя считать его хуже себя. Это очень опасное искушение, причем особенно опасное как раз в юном возрасте, когда из-за нехватки жизненного опыта тянет на категоричные суждения, на черно-белое восприятие жизни.

Фото: patriarchia.ru

А кроме того, все происходящие с нами «случаи» неслучайны. Если так вышло, что тебя несправедливо обидели в храме (да и вообще где угодно) — значит, эту ситуацию тебе послал Бог. Зачем послал? Чтобы ты что-то понял для себя, что-то, может быть, преодолел в себе, изменился внутренне. Чтобы, не отвечая злом на зло, ты стал сильнее духом. Чтобы, может быть, избавить тебя от каких-то «розовых очков», которые мешают тебе правильно воспринимать жизнь. То, о чем я говорю, называется Промыслом Божиим, и нам не дано знать его в деталях и подробностях. Но мы совершенно точно знаем, что все это дается нам для нашего блага. А вот возьмем ли мы это благо, преодолев искушение, зависит от нас, от нашей свободной воли.

Какой же отсюда вывод?

Во-первых, люди в Церкви разные. Ничего удивительного — ведь недаром же Церковь сравнивают с больницей для души. А в больнице бывают разные пациенты, кто-то полегче, кто-то потяжелее. И тяжелые подчас заметнее прочих.  Не надо на них обижаться!

Во-вторых, как бы отталкивающе ни вел себя другой человек, мы не можем отвечать за его поступки и мысли, но мы точно отвечаем в полной мере за свои. Поэтому наша реакция должна быть продиктована не вспышкой обиды, а памятью о том, что мы пришли в храм и ищем в нем Бога. И будет по-настоящему обидно, если мы зациклимся на какой-то мелкой несправедливости и не достигнем нашей высокой цели.

Протоиерей Александр Елатомцев
Источник: Журнал Фома

Просмотрено (74) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

9 августа - Великомученика и целителя Пантелеимона

Великомученик и целитель Пантелеимон - один из самых почитаемых святых Православной Церкви. Имя великомученика призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Как при своей земной жизни святой целитель Пантелеимон посвятил себя попечению о страждущих, больных, нищих, так не перестает он помогать и теперь всем обращающимся к нему с молитвой... далее 10 августа - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия"

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Она была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. На Русь образ попал в 1046 году и стал одним из главных святынь Русской Церкви. Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России... далее

Иконы Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевской

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. Она отличается от остальных типов икон «Умиление» и по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба... далее

Приходской листок

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 августа — Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба далее »

7 августа — Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы далее »

9 августа — Великомученика и целителя Пантелеимона далее »

10 августа — Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" далее » Иконы Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевской далее »

12 августа — мч. Иоанна Воина далее »

13 августа — Заговенье на Успенский пост далее »

14 августаНачало Успенского поста далее » Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня далее »

15 августа — Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы