Выбрать страницу

Почти детективная история об одной уникальной иконе

Почти детективная история об одной уникальной иконе

14 мая Православная Церковь чтит образ Андрониковской (Греческой) иконы Божией Матери.

Древняя чудотворная Андрониковская, называемая еще Монемвасийской, икона Богородицы бесспорно принадлежит к самым лучшим образцам церковного иконографического искусства. Каждого, кто хоть однажды взирал на Лик Пречистой, изображенный на ней, поражала не только его внешняя красота, но и талантливо переданный иконописцем внутренний богатый духовный мир и нравственная чистота Богоматери. Невероятно удивительна глубина Ее выразительных глаз, которые отражают печаль и безмерную любовь ко всему человечеству. В повороте слегка смиренно склоненной головы, во взгляде и всем облике видны черты Ее величия и благородства. На шее Пречистой Богородицы изображена рана с запекшейся кровью, которая образовалась при нанесении Ей ударом ножом одним нечестивым противником икон. Нож этот длительное время сохранялся в бархатном футляре внизу иконы.

Иконографию образа можно условно отнести к типу икон Агиосоритисса («Просительница»), на которых Богородица изображается без Младенца Христа. Иконы такого типа немногочисленны и объединить их в особую группу весьма затруднительно, так как иконографическая схема в каждой из них определяется своей самостоятельной богословской идеей. Однако все они писались для прославления Материнства Пречистой Девы. На Андрониковской иконе Богородица изображена оплечно в мафории, поверх которого находится еще и венец, представляющий собой знак Ее царского достоинства, основанного на том, что Она является Матерью Царя царей – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Скорее всего, венец на голове Богородицы – это более поздняя деталь украшения, потому что в византийской традиции не было принято изображать Богоматерь в таком виде. Согласно свидетельству одного из хранителей святыни, образ был выполнен в редкой технике воско-мастики. В описании этой иконы некоторыми авторами XIX-го столетия упоминается, что на ней имелась серебряная риза, вызолоченная, осыпанная бриллиантами, жемчугом и разными драгоценными камнями. Святыня была вложена в дорогую раму.

Такой редкий образ всегда являлся вожделенным предметом обладания для непорядочных и нечестных коллекционеров и антикваров. Оригинал иконы, которая смогла пережить период гонения на веру и не была уничтожена пожаром революционных преобразований, которая сохранилась благодаря заботам истинно верующих людей, был похищен в 1984 году из Богоявленского собора города Вышний Волочек – места последнего ее нахождения. Все предпринимаемые попытки по расследованию преступления остались безрезультатными. Икона не найдена до сих пор и, скорее всего, хранится в коллекции какого-нибудь нечистоплотного собирателя церковных артефактов.

История появления образа уходит в прошлое — ко времени правления византийского императора Андроника III (1328 – 1341), чьей фамильной святыней он был. Как же случилось, что много веков спустя икона оказалась в российской глубинке, в Тверской области? Согласно преданию, образ был принесен в дар самим императором Андроником Монемвасийской мужской обители в Морее (старинное название греческого полуострова Пелопоннес). Об этом, кстати, свидетельствовала и находившаяся на нем серебряная пластинка с соответствующей греческой надписью. В 1821 году в Греции вспыхнуло восстание против турецкого господства, на которое Османская империя ответила жестоким подавлением мятежа, грабежами храмов и разорением монастырей, расправой над духовенством, монахами и простыми людьми. Одним из первых пострадал Константинопольский патриарх Григорий V, которого турки повесили на воротах его собственного жилища в полном облачении. Вместе с ним были казнены еще три митрополита.

Тогдашний настоятель Монемвасийской обители епископ Агапий, предвидя расправу, бежал в город Патрас, взяв с собой Андроникову икону. В стране началась война. И Агапий, переживая за судьбу святыни, которая могла быть утеряна или уничтожена в такое неспокойное время, перед смертью завещал ее своему родственнику Н.И. Власопуло, исполнявшему на тот момент обязанности русского генерального консула. В свою очередь в 1839 году сын консула передал ее на хранение в Петербург императору Николаю I. До 1868 года образ пребывал в Зимнем дворце, затем был перенесен в Троицкий ветхий и забытый собор на Петербургской стороне. Молва быстро разнесла весть о том, что в соборе находится великая греческая святыня, и христиане начали посещать храм и обращаться в молитвах за помощью к Пречистой Божьей Матери .

За это время икона несколько раз меняла своих владельцев. Обладатели то требовали ее назад, то вымогали вознаграждение, то возвращали обратно. В 1877 году коллежский асессор М.И. Федоров, считавшийся на тот момент законным владельцем образа, забрал его домой из Троицкого собора. Что делать с этой бесценной иконой он не знал. Все его попытки определить куда-то образ за вознаграждение не увенчались успехом. Прятать в маленькой квартирке чиновника такую святыню от посторонних глаз было нехорошо, а поэтому в 1885 году он продал ее купцу Е.Н. Сивохину — одному из благодетелей Казанского женского монастыря, находившегося в городе Вышний Волочек Тверской губернии. 1 мая было совершенно торжественное перенесение иконы из С.-Петербурга в Вышний Волочек, и с этого времени установлено празднование ее почитания.

История этой греческой иконы оказалась тесно связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского, который очень чтил ее и любил перед ней молиться при каждом посещении обители. Благодаря его содействию, усилиям и помощи по сбору пожертвований в Казанском женском монастыре был выстроен единственный в России великолепный пятиглавый собор в честь Андрониковской иконы Божией Матери. В 1901 году храм освятили. С этого момента до времени закрытия и разорения обители святыня находилась там.

В 1922 году постройки монастыря были переданы в пользование Тверской стрелковой дивизии. Собор обезглавили, а на месте монастырского кладбища устроили плац. Оставшимися могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Чудотворные иконы обители Казанская и Андрониковская были перенесены в одну из церквей города Вышний Волочек, затем какое-то время хранились в музее. Последнее место нахождения святынь было в Богоявленском соборе — единственном открытом в годы советской власти в городе храме.

В 1991 году разоренная обитель была передана Русской Православной Церкви. Однако одна из бывших святынь монастыря – Андрониковская икона уже не смогла вернуться на место своего прежнего пребывания. В настоящее время в Казанской обители находится точная копия иконы, сделанная инокинями монастыря еще в конце 19-го века и бережно сохраненная семьей дворян Ярцевых.

Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы Божией Матери. В Феодоровском женском монастыре города Переславля Залесского Ярославской области находится старинная литографическая копия этой греческой иконы Богородицы, принесенная в 1998 году во вновь открывшуюся обитель одной прихожанкой. Спустя какое-то время другая верующая женщина отдала монастырю киот, который удивительно точно подошел для иконы. Очень скоро через образ этот начали происходить явные чудеса. В 2005 году многие прихожане стали свидетелями удивительного благоухания, исходившего от святыни. По молитвам к Богу перед ней получили исцеления несколько человек. В 2006 году Андрониковская икона мироточила на протяжении двух месяцев, а Лик Ее стал светлеть.

Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о том, что правоохранителям все же удается раскрывать некоторые уголовные дела, связанные с похищением церковных святынь. С момента кражи Андрониковской (Греческой) иконы прошло уже 36 лет. Но сестры обители и прихожане не теряют надежды на то, что однажды произойдет чудо, и этот бесценный и уникальный образ Пречистой Богородицы вернется на свое прежнее место, снова украсит своим присутствием храм, а Ее великолепный, светлый Лик будет приветливо и с любовь смотреть на каждого, кто с верой в своих молитвах станет искать помощи у Заступницы всех христиан.

Валентина Новикова (Чернышева)
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (21) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея далее »

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »