Выбрать страницу

Краткие исторические сведения о Литургии

Краткие исторические сведения о Литургии

Чин Божественной литургии в своем основном виде – чтение Священного Писания, молитвы о живых, молитвы о Дарах и, наконец, Причастие – сложился уже к I в.

Большая часть молитвословий и священнодействий вошла в чин Литургии к VI в. Дальнейшее развитие чина Литургии было связано с уточнением выражения нашей веры в связи с историческими условиями и инославным влиянием. Ниже собраны исторические сведения о развитии тех или иных частей Литургии с той целью, чтобы дать более осмысленное представление о том, что происходит на главном богослужении Православной Церкви.

Литургия Евангелия

1) Великая ектения с XI в. В прошении о Предстоятеле Церкви Элладская Церковь поминает только местного архиерея, а не весь Священный Синод, следуя принципу подчинения одному (своему, местному) архиерею.

2) Антифоны – все три с VIII в. Были разные для будних праздников и воскресных дней.

3) Трисвятое – у отцов упоминается с IV в.; на Литургии – с V в.; в неизменном виде – с VI в.

4) Возглас «Господи, спаси благочестивыя» являлся патриаршим славлением и императора. Подобная форма встречается с 1580 г. В Греции с ХVIII в. и в РПЦ употреблялся исключительно на архиерейской Литургии. Однако в иерейский служебник возглас вошел на территории Юго-Западной Руси с ХVII в., в Москве начал употребляться с 1655 г. Во время советской власти возглас был исключен из применения ввиду его происхождения от славления императора. На практике стал употребляться с 1970–1980 гг. С 1990 г. – на архиерейской и иерейской Литургии. С 1996 г. вошел в служебник.

5) Аллилуарий впервые встречается в грузинском лекционарии VII в., составленном в Иерусалиме. На Руси употребляется с ХI–ХII вв. Функция та же, что и прокимна – сосредоточение на Слове Божием. Каждение во время чтения Апостола в ХII–ХIII вв. привело к упадку аллилуария в Элладской Церкви.

6) Сугубая ектения известна по «Апостольским постановлениям» (III в.); в употреблении с IV в. В Элладской Церкви в XIX–XX вв. на приходских богослужениях после Евангелия следует: «Яко да под державою…»; все предыдущее опускается. Это опущение связано с экономией времени, поскольку Литургия совершалась с полунощницей, утреней и часами.

7) Ектении об усопших у греков нет и, согласно протоиерею Иоанну Мейендорфу, никогда не было. В рукописях у нас с XIV в. никоновские справщики заменили текст этой ектении на ектению об усопших, взятую из чинопоследования погребения мирян. С 1665 г. эта ектения остается без изменений. Ектения читается тогда, когда о мертвых приносят приношение.

8) Ектения об оглашенных.

Литургия Евхаристии

9) Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на Крестную смерть. Великий вход первоначально совершался одним диаконом без пения. С VI в. под влиянием богослужения храма св. Софии Великий вход становится величественным и торжественным. Херувимская песнь известна с VI в. В Элладской Церкви священники на входе обходят половину храма, доходя до притвора, который в древности служил сосудохранительницей, и подходят по центру храма к амвону. В связи с увеличением священников на Входе возникли прошения. Ответ: «Всех вас да помянет Господь Бог…» – с XIII в. С XIV в. появляется поминовение императоров и Патриарха. В их присутствии поминовение происходило возгласно; в отсутствие – тихо. Возгласное поминовение царей и Патриархов появилось в Юго-Западной Руси. Известно по служебникам 1629 и 1639 гг. До XIX в. в греческих богослужебных книгах частное поминовение отсутствовало. Формула «всех вас…» – древняя и указывает на причину поминовения. Формула «всех нас…» говорит о том, что в поминовении нуждаются и священники, и клир, и миряне. С 1723 г. стал поминаться Святейший Синод. С 904 г. введено поминание епархиального архиерея.

Формула «всех вас, православных христиан, да помянет…» встречается в служебнике 1958 г. Формула «вас, и всех православных христиан…» появляется в служебнике 1977 г. и отражает новую атмосферу, сложившуюся в Московской Патриархии в результате межхристианского и межправославного диалога, когда в храме могли находиться не только православные христиане, но и католики, и протестанты. Заключенные в тексте служебника в скобки поминовения архиереев и священников другими священниками могут быть опущены.

10) Слова в диалоге диакона и священника после Херувимской песни «помолися о мне, брате и сослужителю» ранее произносил архиерей, обращаясь к сослужителям, и те отвечали стихом из Евангелия от Луки 1:35: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Проблема возникла в ситуации совершения богослужения одним священником. Кому говорить эти слова? Были перепробованы оба варианта, что отражено в рукописи.

11) Возглас «Двери, двери…» – указание привратникам держать двери закрытыми.

12) Перед пением Символа веры одергивается катапетасма. Время появления катапетасмы в константинопольском богослужении – с XI в. В Северной Сирии иконостас и катапетасма появляются в V в. Колебание воздуха во время пения Символа веры осуществляется только при соборном служении; при одиночном служении священника воздух держится над Дарами.

13) Возглас священника «Благодарим Господа» употребляется с III в.

14) Слова «о всех» относятся к предметам тайной молитвы, обозначенной словами «спасительная сия заповедь и вся, яже о нас бывшая…». Слова «за вся» сказаны в благодарение за все совершенные благодеяния Божии для нас, в особенности за спасение во Христе.

15) Тропарь III часа и стихи 50-го псалма введены с XVI в. вследствие полемики РПЦ с РКЦ, для того чтобы ярче показать время схождения Святого Духа и освящение Даров.

16) Просительная ектения перед Молитвой Господней известна с VIII в.

17) Личные молитвы перед Причастием употребляются с Х в. Ранее в Константинополе в храме св. Софии употребляли молитву «Вечери Твоея тайныя», которая датируется VI в. Увеличение молитв встречается в греческих рукописях с XVII–XVIII вв.

18) Возглас «Благословен Грядый во имя Господне» появился в XII в. и является проявлением веры в то, что в Дарах находится Иисус Христос.

19) Запивка после Причастия введена во времена св. Иоанна Златоуста, который по причине болезни желудка съедал на патриаршем троне ячменную лепешку. Авторитетом святителя такая практика распространилась и далее.

20) Заамвонная молитва встречается в «Апостольских постановлениях» (III в.). В богослужебных рукописях VIII–XVI вв. особенно южноитальянского происхождения известно около 100 молитв, среди них ни одной константинопольского происхождения, что свидетельствует об отсутствии в Константинополе альтернативного чтения. Множество заамвонных молитв употреблялось для великих праздников, в которых молитва к Богу связана со смыслом праздника.

21) 33-й псалом прибавлен к Литургии в XI–XII вв. в Палестине, потом в Константинопольском монастыре Благодетельницы, оттуда – повсеместно. В древности его пели во время Причастия.

22) Слова отпуста «Христос истинный Бог наш» появились в XII–XIII вв. Современный вид отпуста известен с 1668 г. Отпуст в будние дни на Руси возник в XV в.

23) О раздаче антидора упоминается в «Апостольских постановлениях» (III в.). Термин антидор введен Григорием Декаполитом (+817 г.) ввиду практики редкого причащения.

Протоиерей Андрей Ухтомский,
кандидат богословия, преподаватель КДА
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (4) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

Православный календарь

Великий пост

1 марта - 18 апреля

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Скоро праздник

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира... далее Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года... далее

8 апреля - Собор Архангела Гавриила

Второе место в ряду Ангелов, после Архангела Михаила, принадлежит Гавриилу, имя которого означает «Крепость Божия». «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами»... далее

Церковные праздники

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы далее »  Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

8 апреля — Собор Архангела Гавриила далее »

11 апреля — Лазарева суббота далее »

12 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

13 апреля — Страстная седмица далее » Великий Понедельник далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »