Выбрать страницу

Вопросы перед постом: правила, цели, смысл

Вопросы перед постом: правила, цели, смысл

Скоро Великий пост. Перед постом всегда возникают вопросы относительно его необходимости, правил соблюдения, основной цели.

В нецерковной среде отношение к посту в основном скептическое. Даже если о нем говорят положительно, то, как правило, в том смысле, что «пост оказывает очищающее и оздоравливающее действие на весь организм». С этим утверждением спорить, конечно, сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что религиозная практика поста основывалась первоначально не на медицинских факторах. Соответственно, христиане постятся не из соображения привести в порядок здоровье.

В целом традиция поста очень древняя и в той или иной степени присутствует практически во всех христианских конфессиях, включая протестантские.

Разумеется, для понимания практики поста следует обратиться к Священному Писанию. В Четвероевангелии есть указание на соблюдение поста. Однако они относятся либо к Богочеловеку Иисусу Христу (см. Мф. 4:2), либо к будущему времени («когда отнимется у них жених» (Мф. 6:16)), или к особым случаям (исцеление беснования «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21)). А вот свидетельства из Деяний и Посланий апостольских важны именно тем, что зафиксировали традицию поста на самом раннем этапе истории Церкви. Основываясь на этих текстах, можно сказать, что в ранней христианской общине практика поста уже существовала (см. Деян. 13:2–3; 2 Кор. 6:5; 1 Кор. 7:5).

Конечно, могут звучать аргументы, что в Священном Писании нет никаких упоминаний о постах в среду и пятницу и уж тем более о Великом посте (не считая отсылки к сорокадневному посту Христа в пустыни). Да, действительно таких упоминаний там нет, но, в принципе, их и не должно быть. Есть указания на практику поста, молитвы, проповеди и многое другое. Со временем эта практика может приобретать и приобретала различные формы и выражения. Это признак жизни. В Писании есть указание на принципы христианской жизни, но проявление их может быть разное и зависеть от разных факторов.

Даже видные представители протестантизма, ратующие за возвращение к апостольским практикам, должны признать, что формы их проповеди, социальной работы, миссионерства и богослужений строятся с учетом современных условий. Они часто утверждают, что Православная Церковь не похожа на древнехристианскую общину. Но в таком случае современные протестантские деноминации напоминают апостольские общины еще в меньшей степени. Практика поста, которая используется в протестантских сообществах, вполне благочестива, однако вряд ли вы сможете найти упоминания о ней в новозаветных текстах.

Итак, зачем поститься? У апостола Павла есть известный фрагмент: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Эти слова могут восприниматься как радикальный аргумент против поста, вернее, против вообще всех религиозных практик, связанных с пищей. Однако не стоит спешить с выводами. Против такого понимания этого текста говорят, во-первых, вышеприведенные выражения из Посланий апостола Павла, свидетельствующие о наличии практики поста в апостольские времена, и, во-вторых, важен сам контекст Первого Послания к Коринфянам (8:8). Эта часть Послания никоим образом не поднимает тему поста, а касается так называемой идоложертвенной пищи.

Сейчас все чаще можно услышать мнения о том, что христианское благочестие вполне может обойтись без поста или свести пост к чисто моралистическому объяснению: поститься надо не в пище, а в отношениях с людьми. Сам по себе такой подход строится на противопоставлении телесного поста и этики. Попадая в эту софистическую уловку, естественно, волей-неволей принимаем ту сторону, которая говорит об этике. А вопрос поста сам собой как бы решается не в его пользу. Разве кто-то будет сомневаться в том, что главное – это проявлять любовь к людям? Никто не будет. А разве для того чтобы проявлять любовь к людям, нужно поститься? Вряд ли. Таким образом, необходимость поста в этой схеме просто опускается. Данное противопоставление поста и морали строится на изначально ложном противопоставлении телесности и духовности. В человеке действительно есть эти две составляющие, но человек – это именно сочетание тела и души. Только когда они соединены, это человек (см. сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5, гл. 6). И все, что есть в жизни человека, носит печать этой двусоставности. Есть всем хорошо известный термин, выражающий взаимосвязь и взаимовлияние двух начал в человеке, – психосоматика.

Основная цель поста не в том, чтобы не употреблять какие-то виды пищи или ограничивать себя в ее количестве, а в том, чтобы учиться пользоваться телесной составляющей человеческой природы. Пост – это средство. Средство, позволяющее человеку увидеть свои слабости и понять, что телесное начало часто овладевает человеком, полностью контролирует его волю, желание, эмоции.

Можно сколько угодно говорить о любви к ближнему, однако когда станет вопрос о конкретной ситуации, о конкретной помощи, то чаще всего это решение будет приниматься под контролем нашей телесной составляющей: жадности к еде, любви к изысканности пищи и прочих «непостных» страстей, которые руководят человеком гораздо сильнее, чем нам это кажется. К тому же они порождают целый ряд страстей не менее опасных, например, лень. Ни одна серьезная аскетическая практика в мире (включая практики Востока) не будет легкомысленно говорить о телесности человека и самоуверенно рассказывать, что достичь духовного совершенства можно в разглагольствовании между обильными трапезами. Человек, живущий только удовлетворением тела, не найдет сил, времени, в конце концов, вдохновения, если не произойдет телесного очищения и утончения плотского начала. Не говоря уже о том, что сила телесной составляющей особенно показывает себя в экстраординарных ситуациях: голод, война, катаклизмы. Человек самых высоких моральных убеждений покажет себя с позиции даже не телесного, а уже животного начала. Пища и/или ее отсутствие и есть решающий аргумент в принятии решений в незаурядных ситуациях. Дать кусок хлеба, когда у тебя есть два, – это одно, а дать кусок хлеба, когда он у тебя один, – уже другое.

Православная практика поста учит овладевать своим телесным началом, понимать всю его силу и возможности и указывает путь, как стать хозяином своей телесности, а не ее рабом. Великий пост базируется на двусоставности человека и потому ведет постящихся путем телесного и духовного поста, постоянно напоминая о стремлении к моральному совершенству через покаяние и исправление жизни. Но в то же время чрезмерный акцент на пищевом воздержании или, наоборот, его отрицание в конечном итоге приводят к одному и тому же – лицемерию.

Епископ Сильвестр (Стойчев)
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (54) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

Православный календарь

Великий пост

1 марта - 18 апреля

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

5 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы далее »  Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

8 апреля — Собор Архангела Гавриила далее »

11 апреля — Лазарева суббота далее »

12 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

13 апреля — Страстная седмица далее » Великий Понедельник далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »