Выбрать страницу

Символ веры: третий член. О Боговоплощении

Символ веры: третий член. О Боговоплощении

Что должен знать христианин о третьем члене Символа веры? Рассказывает протоиерей Александр Хворост, настоятель храма во имя святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

«Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася (Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком)».

Третий член Символа веры говорит нам о пришествии в мир Господа Иисуса Христа, Его воплощении и рождении. Утверждается, что Спаситель пришёл на землю и стал человеком, родился в конкретный исторический момент около двух тысяч лет назад и плоть принял от Пресвятой Богородицы. Сбылось древнее пророчество пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), — Господь действительно пришёл на землю, воплотился и вочеловечился. Сбылись слова нашего Творца, сказанные прародителям, Адаму и Еве, что семя жены сотрёт главу змия (Быт. 3:15). Воплотился Спаситель сверхъестественно, это не было равноценно человеческому рождению, поскольку Богородица была Девой в момент зачатия, до и после Рождества Иисуса Христа. Она такой Себя Богу посвятила и такой оставалась всегда.

Третий член Символа веры говорит также, что Господь пришёл ради всех людей, которые жили, живут и будут жить. Мы все дети Божьи, Он всех любит и жалеет, потому что мир лежит во зле и человечество страдает. Он пришёл ради спасения, о чём свидетельствуют слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Пришёл ради спасения всех, кто этого хочет — потому что Господь не хочет нарушать свободную волю человека, определять его выбор.

Каким образом Господь готов спасти человека, что для этого делает? — Он Сам становится человеком, происходит Боговоплощение. Третий член о нём и говорит: в акте Боговоплощения Божественная и человеческая природа соединились в одну личность — личность Христову, и Господь, как говорил святитель Афанасий Великий, «стал человеком, чтобы человек стал богом». Он принимает на Себя человеческую природу — за исключением греха, которого не было во Христе. Грех живёт во всём человечестве, и человеческая природа исцелилась в личности Христа, обожилась и уврачевалась. Древний принцип, которому следовали на всех Вселенских Соборах, не только на Первом и Втором, формулировался так: «Что воспринято, то и уврачевано». Господь воспринял человеческую природу, чтобы её исцелить. Благодаря этому произошло её освящение и обожение. Это очень важно! Ереси ведь рождались при попытках понять, как во Христе соединилось человеческое и Божественное. У еретиков получалось, что Христос — это нечто третье, качественно другое, но это неверно.

«Воплотившегося и вочеловечившегося». Если с воплощением всё понятно, то зачем рядом стоит ещё одно слово — «вочеловечившегося»? Здесь утверждается, что Христос стал человеком всецело, полностью, не только плотью, но и душой. В Спасителе была душа человеческая и душа Божественная, это тоже очень важный момент. Во Христе уврачевались и тело, и душа человека. Человеческая природа во Христе добровольно покорилась Божественной природе, так совершилось их гармоничное взаимодействие.

Уже на Первом Вселенском Соборе отцы Церкви утверждали, что во Христе есть человек полностью, и душой, и телом, только освящённый, спасённый. Таким образом, Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, Который пришёл две тысячи лет назад на землю, воспринял плоть и душу человека, чтобы спасти всех и каждого.

Первый и Второй Вселенские Соборы не придумали какое-то новое богословие, не создали какую-то новую систему. Они кратко изложили Божественное Откровение, истины, которые всегда хранились в Церкви. Символ веры — это не изобретение людей, но краткое изложение того, во что мы верили, верим и будем верить. Это слова Вечной жизни, которые приведут ко Христу. Мы ничего не придумывали. Православие хранит Божественное Откровение неповреждённым, в этом его миссия.

Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (23) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы