Выбрать страницу

Я всю жизнь прожил без Бога — зачем Он мне?

Фото: gorlovka-eparhia.comЧеловек никогда не ходил в храм, не молился, жил обычной жизнью, не нуждался в Боге. По его мнению, у него всё хорошо. Нужен ли ему Бог? Надо ли заводить разговоры о вере, доказывать, что он ошибается? Спросили у протоиерея Александра Хвороста, настоятеля храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

Есть вопросы, в которых уже содержится половина ответа. Тот, что мы сегодня рассматриваем, из их числа. Человек, задающий его, как минимум, допускает существование Бога. Печальнее, когда этот вопрос себе не задают: прожил всю жизнь, а о Боге не задумывался. Если же у меня спрашивают, зачем человеку Бог, то я понимаю, что передо мной человек не бесперспективный для вечности.

Каждый из нас сталкивается в жизни с вечными вопросами. Как возник мир, в чём первоисточник бытия? Для чего мы живём? Для чего живу я? Что со мной будет после смерти? Эти вопросы стоят перед всеми людьми, и каждый отвечает на них.

Жить без Бога и Церкви худо-бедно можно, а вот умирать — страшно и бесперспективно. Мы все столкнёмся со смертью, она — тот барьер и то испытание, что заставляет задуматься о многом.

Человека, думающего, что ему не нужен Бог, хочется спросить: а что с тобой будет, если ты умрёшь? Что будет с твоим сознанием, чувствами, личностью? Куда это всё денется? Человек — это творение Божие. Высшее, но зависимое — мы не имеем в себе источника бытия. Мы постоянно нуждаемся в духовных и земных благах, но главное — без Бога не можем быть счастливыми до конца.

С нашей смертью погибнут наши чаяния, надежды, идеалы, стремления. Это очень печально. К этому невозможно подготовиться. Христианство выводит нас за рамки повседневности. В Бога веруют практически все, большинство религий говорят нам о Его существовании, — но именно христианство ведёт нас к вечной жизни. Мы веруем во Христа Воскресшего, Он — новое Бытие, новый Бог, новый Человек, новая Жизнь, потому что Воскресение — это победа над смертью. Наша вера выводит нас за рамки земного бытия и ведёт именно к воскресению — к обновлению всего человека, и души, и тела. «Какие-то сказки!» — воскликнет скептик, а мы, христиане отвечаем: да, это кажется фантастикой. Тертуллиан сказал: «Верую, поскольку абсурдно». С земной точки зрения всё Евангелие абсурдно: непорочное зачатие, преображение, воскресение — это то, чего не может быть.

Человек, который задаёт об этом вопросы, намерен найти ответ — значит, он на верном пути. Тот, кому это не важно, не будет задавать никаких вопросов, не будет ничего слушать. Он не понимает, насколько себя обделяет. Замечу, мне в моей практике абсолютные атеисты не встречались. Есть люди, которые просто об этом не задумываются, их заботят только земные вещи. Таких жаль.

Некоторые люди ждут, что им предоставят какие-то доказательства бытия Божия — чудеса или тому подобное. На самом деле чудес происходит великое множество. Само бытие вселенной — первое из них. Философ Иммануил Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

Сложность устройства мира — уже доказательство существования Бога. Мы перестали осмыслять это. Кризис современной философии заключается в утверждении, что мир невозможно познать. Признавая этот факт, мы расписываемся в своей несостоятельности. Да, нельзя объять необъятное, но это не значит, что нужно перестать осмыслять его. Бытие мира — чудо. Само по себе ничего не делается. Только глупый человек может считать, что что-то может происходить хаотично и бесцельно. Жизнь показывает, что события происходят с определённой целью, чётко и структурировано. Всегда есть какой-то план.

Когда Господь создал мир и человека, у Него тоже был план — чтобы человек был счастлив в формате богообщения. Мы можем нормально жить только пребывая с Богом и благодаря Ему. Ни одно сложное устройство не может существовать само по себе, нужен мастер, который бы за ним ухаживал. Так и люди. Однако всё зависит от человека: если он хочет осмыслять устройство бытия — будет осмыслять, если нет — ему ничего не докажешь. Всё упирается в это желание.

Задумываться о Боге и смысле жизни человек начинает тогда, когда его выбивает из привычного ритма жизни — со стабильными зарплатой, социальными условиями и так далее. Пока всё хорошо, он может жить без Бога. Всё меняется, как правило, тогда, когда он сталкивается с бедой, болезнью, войной, тюрьмой и другими испытаниями и потрясениями. Тогда человек начинает переосмысливать свою жизнь, опыт, место в обществе, инстинктивно ищет помощи и защиты — и находит Бога. Такой сценарий случается очень часто. Бывает и другой: когда человек на каком-то этапе жизни смотрит на мир, осмысляет его, восхищается им и понимает, что он создан Богом, что Бог — есть. Но и в этом случае главное — желание понять, осмыслить. Без этого желания разобраться в вечных вопросах невозможно.

Протоиерей Александр Хворост
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (65) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы