Выбрать страницу

Какое отношение к храму можно считать христианским?

Фото: gorlovka-eparhia.comАдекватное отношение современного верующего к храму — каким оно должно быть? Как проявить своё неравнодушие? Насколько важно участвовать в жизни прихода? Спросили у протоиерея Владимира Шутова, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

На мой взгляд, к храму надо относиться трояко: с любовью, благоговением и ответственностью. Эти три составляющие делают человека прихожанином, сосудом благодати Божией, который во время земной жизни становится светом неба и солью земли и тем достигает вечности. Если размышлять об этом с точки зрения сегодняшнего праздника — Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, — то стоит вспомнить тот храм, в который Она вошла. Первый Иерусалимский храм построил царь Соломон. Задолго до этого его отец, царь Давид, обратился к пророку Нафану со словами, что живёт в кедровом дворце, а Ковчег Божий находится в шатре. Осознавая несправедливость такого положения вещей, он изъявил желание построить храм. Однако Господь ответил, что построить Ему дом суждено Соломону.

Почему нам важно вспомнить эти давние события? — потому, что царь Давид сравнивает своё жильё с местом, где хранится Ковчег, и видит несоответствие. Храм Божий должен быть отражением нашей любви и благодарности Богу. Каждый человек должен изо всех сил постараться, чтобы в его храме было светло, чисто, красиво, тепло. Так проявляется чувство ответственности за то, что нам дорого. Святейший Патриарх в своих проповедях и интервью часто говорит, что надо развивать в людях чувство сопричастности к жизни Церкви, и начинать надо с приходов.

Мне как настоятелю храма, который служит уже шестнадцать лет, близка модель организации приходской жизни, которая была у митрополита Антония Сурожского в Лондоне, в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Ему удалось реализовать то, что и мне бы хотелось воплотить на своём приходе. Митрополит Антоний говорил, что есть три категории прихожан. Первые просто молятся на богослужении и больше ни в чём не участвуют. Они имеют на то свои причины — или не хотят, или ещё не пришло время, в любом случае — это их выбор. У меня на приходе тоже такие есть. Вторая категория — те, кто желает участвовать в делах и мероприятиях храма, будь то хозяйственные или административные вопросы, социальная работа и так далее. Третья категория — это актив, который координирует всю работу, отвечает за неё. Для этого нужно регулярно собираться, планировать работу и потом обязательно отчитываться в кругу прихожан. В итоге получается хорошо работающее самоуправление. Такая форма работы очень важна, потому что рождает чувство ответственности и благоговейного отношения к своему приходу. Один в поле не воин, и священник, каким бы он ни был ответственным, умным и образованным энтузиастом, даже при наличии финансов не сможет ничего реализовать без поддержки прихожан. Как писал Маяковский:

Плохо человеку,
когда он один.
Горе одному,
один не воин —
каждый дюжий
ему господин,
и даже слабые,
если двое.

Благоговение, любовь и ответственность по отношению к храму формируются в душе человека постепенно. Начинается всё с ответственности. Если человек попробует подежурить в храме, убрать снег на территории, даже просто уберёт воск с подсвечника — тогда в его сердце постепенно зародится сначала ответственность, а потом и благоговение, которое, развиваясь, приведёт к благоговению перед Богом.

Нужно осознать: мы идём в храм к своему Другу. Причём это Он тебя назвал другом, а не ты Его. Ты считаешь себя Его рабом, а Он говорит, что ты — друг. Он видит каждый твой шаг: как ты стоишь на службе, где твои мысли, вкладываешь ли ты в молитву движение своей души. Ему нужно общение с нами. Бог — не какая-то абстракция, сила, космос, непонятный астрал, но Личность, с которой нам придётся встретиться, хотим мы того или нет.

Когда человек чувствует рядом с собой присутствие Христа, он испытывает благоговение, из которого рождается любовь. Это сыновнее чувство, которое происходит не от страха, ропота или уныния, а от радости пребывания с любимым Господом. В одной из молитв, которые священник читает во время Таинства соборования, есть благодарение Богу за возможность наслаждаться Божественной литургией. То есть для христианина прийти в храм — это наслаждение. В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы мы видим именно это высочайшее проявление любви к храму, её торжество.

Маленькая Дева Мария, совсем ребёнок, впервые входит в храм, и каким торжеством, праздничным настроением, радостью это сопровождается! Это дело не только родителей, но всей общины, которая радуется, что новый человек пришёл и сделал свои первые шаги в доме Божьем. Этот праздник учит нас не только особо почитать Пречистую Божию Матерь и Её великое служение, но и благоговейно относиться к храму. Научиться такому отношению очень важно каждому современному христианину. Без любви и благоговения трудно понять, для чего нужны службы, все эти долгие молитвы, поклоны и стояния. Человек, не имеющий в сердце трепета и любви, всё время будет пересиливать себя, заставлять себя ходить в храм — тем самым лишая свою жизнь величайшего счастья.

Протоиерей Владимир Шутов
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (22) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

4 августа - Мироносицы равноап. Марии Магдалины

Мария Магдалина — преданная последовательница Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц, из которой Господь изгнал семь бесов и, которая после исцеления всюду следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. По преданию, через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах... далее 5 августа - Почаевской иконы Божией Матери

Чудотворная Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет... далее

Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001)

Фёдор Фёдорович Ушаков — выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков. Память об этом удивительном человеке до сих пор живет в Отечестве. Фёдор Фёдорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином. Его именем названы награды, великолепные морские суда, а также снят интересный фильм о такой удивительной жизни адмирала. В честь Фёдора Ушакова назван астероид, а Православная церковь канонизировала его как святого покровителя военно-морским силам... далее

Приходской листок

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 августа — Пророка Илии далее »

3 августа — Пророка Иезекииля далее » блгв. княгини Анны Кашинской (Обретение мощей) далее »

4 августа — Равноапостольной Марии Магдалины далее »

5 августа — Почаевской иконы Божией Матери далее » прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001) далее »

6 августа — Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба далее »

7 августа — Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы далее »

9 августа — Великомученика и целителя Пантелеимона далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы