Насколько христианину можно расслабиться, или Почему пост не подвиг, а отдых?

Архимандрит Маркелл (Павук)Когда мы достигаем в жизни успехов, то часто возникает желание расслабиться, предаться земным утешениям. Кто-то хочет вкусно поесть и поспать, а кто-то впадает во все тяжкие грехи. Как следствие – быстро теряется все то, что с большим трудом было приобретено, и затем начинается бессмысленный и долгий процесс топтания на месте. Во многих случаях человек перестает прислушиваться к голосу совести и разума и становится богоборцем. Ныне такие люди, прикрываясь идеями патриотизма, очень легко переходят в раскольнические структуры и начинают гонения на Церковь Христову.

Чтобы предостеречь нас от такого расслабления, Господь в этот воскресный день предлагает притчу о человеке, который получил богатый урожай на поле и задумал сломать старые житницы с намерением построить новые большие и туда все собрать. Потом ему пришла еще мысль, что теперь он может отдохнуть и расслабиться, будет есть, пить и веселиться. «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (см.: Лк. 12:16–21).

На самом деле каждое наше неумеренное расслабление влечет за собой если не физическую смерть, то ее предвестники: возникают холодность, равнодушие, а затем – подозрение, гнев и грубость в отношении окружающих нас людей.

Помню из детства, как сразу после Литургии в храме большинство односельчан шло в большой новый кабак, где разливали хорошее бочковое пиво. Как правило, все это заканчивалось массовыми драками. Вот как диавол насмехался над православными христианами, которые лишь недавно стояли на богослужении!

Но неужели христианину никогда нельзя расслабляться? Апостол отвечает, что все нам позволительно, но ничто не должно нами обладать (см. 1 Кор. 6:12). То есть, если мы теряем самоконтроль и становимся заложниками людей и вещей, которые нас окружают, то превосходим меру дозволенного, ибо тем самым изменяем Богу и превращаемся в служителей лукавого.

Начался Рождественский пост. Многие относятся к нему как к личному подвигу, потому что в это время приходится отказываться от мясной и молочной пищи, ограничивать себя в развлечениях. Однако на самом деле это не совсем так. Пост не подвиг, а как раз настоящий отдых, потому что мы с его помощью постепенно освобождаемся от диктата вредных привычек и вещей и обретаем свободу для души и тела; нам легче думать, ходить, дышать, становиться на молитву, находить общий язык с другими людьми.

Если во время поста такой перемены не происходит, то только потому, что, постясь, люди считают, что делают что-то необычное и великое или соблюдают пост только формально. Кто-то не ест мяса и не пьет молока, но не может отказаться от матерщины и постоянно блудит своими мыслями и действиями. Кто-то не смотрит телевизор и не заходит в интернет, но постоянно осуждает и терроризирует всех окружающих своими придирками. По этим причинам пост не приносит человеку никакой пользы и воспринимается как тяжелое и неудобоносимое бремя.

Итак, когда мы делаем какое-то доброе дело и достигаем определенных результатов, никогда не будем этим гордиться, а после – чрезмерно расслабляться, ибо это хитрость диавола, чтобы нас уловить в свои сети, сделать бессмысленными все наши труды, погубить духовно и физически. Каких бы успехов в жизни мы ни достигали, в первую очередь будем за это благодарить Всемогущего и Всеблагого Бога. Аминь!

Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь

Просмотрено (19) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *