Выбрать страницу

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?

Для начала дадим определение Таинству Покаяния, которое записано в «Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» святителя Филарета (Дроздова): «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом».

Хорошо об исповеди писал владыка Антоний Сурожский: «Исповедь – это примирение. Мы говорим: ‟Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить”. Величина греха измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть или которой нет».

Обратим внимание на то, что митрополит Антоний употребляет здесь термин «исцеление». Это понятие проистекает из Евангелия – со слов Самого Бога – Господа нашего Иисуса Христа: «Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Вот как толкует эти слова брат святителя Василия Великого святитель Григорий Нисский: «Те, кто при помощи скальпеля и прижиганий удаляют наросты и бородавки, противоестественно появившиеся на теле, не без боли доставляют благодетельствуемому исцеление, и рассечения, производимые ими, не наносят человеку вреда. Точно так же и в отношении вещественных излишков, которые, приобщаясь к страстям, уродуют наши оплотневшие души (ср. 1 Кор. 3:1–3, Гал. 3:3, 5:13–26, Рим. 8:5–8, 13, 1 Пет. 2:11–12, 1 Ин. 2:16: в день судный они будут срезаны и соскоблены неизреченной премудростью Того, Кто, как говорит Евангелие, врачует больных. Ибо, как сказано, не здоровые нуждаются во враче, но терпящие зло. Из-за того же, что душа сильно сроднилась со злом, это врачевание причиняет боль коже – подобно срезанию бородавки».

Т. е. мы видим, что исповедь можно сравнить с больницей, лазаретом, в котором происходит врачевание души человеческой. Исповедальный аналой – это хирургический стол, где главный Хирург – это Сам Бог, а священник является медбратом, ассистирует Ему. И, конечно, операция по отсечению греха от души, по ее исцелению – процесс болезненный, и часто очень болезненный. Необходимый, но болезненный. Это знает каждый человек, кто хоть раз исповедовался.

Человеку, который идет на исповедь, нужно мужество, чтобы претерпеть процесс врачевания. И это мужество в первую очередь рождается в смирении, в желании исцелиться, вынуть из кровоточащей раны ядовитую занозу, причиняющую страшную и постоянную боль, муки совести, ничем более не угасимые, как только Таинством Исповеди.

Священнику (не младостарцу, который думает, что обладает какими-то дарами пророчества или ломания, перекраивания людских жизней) порой приходится причинять боль, как ассистенту Пресвятого Хирурга, как костоправу, вправляющему сустав. Есть заповеди Божии, Священное Писание, Священное Предание, догматы и каноны. И чтобы исцелиться, человеку часто нужно привести свою жизнь в соответствие им.

Это как вправить сустав, или выдернуть колючку, или прочистить рану от гноя. Можно быть милым, улыбаться, дать конфетку, но болезнь от этого не исчезнет, а со временем усугубится, превратится в страсть и, не дай Бог, погубит человека.
Исповедующемуся необходимо понять, что священник не палач, желающий мучений и казни вас как жертвы. Священник не судия, вершащий приговор и дающий наказание. Священник – это врач, притом врач любящий, который более других должен ЗАСТАВЛЯТЬ себя любить других людей.

И потому исцеления, не оправдания себя, но именно Божественного исцеления, должен желать кающийся. Как писал святитель Иоанн Златоуст в труде «О священстве» (или «Шесть слов о священстве»): «…Но чтобы принято было врачевание, в этом властен не тот, кто предлагает врачевство, а кто страдает болезнию».

Поэтому, дорогие братья и сестры, приступим к исповедальному аналою так, как больной смертельно опасной болезнью приступает к последней своей надежде на исцеление, как больная кровотечением женщина приступала ко Христу (Лк. 8:40–49). Сотни людей прикасались к Нему, но исцелилась только она и сила вышла от Бога в тот момент только для нее. Потому что эта женщина открыла все двери, все глубины, которые были в ней, без остатка, без сделок с совестью, бескомпромиссно и шагнула навстречу Богу с огромным желанием исцеления. Шагнем же и мы, дорогие братья и сестры, навстречу спасительной целительной боли – боли, отделяющей рак греха от чистоты души, боли, за пределами которой начинается наше спасение и святость, боли, которая в Таинстве Покаяния разрушает гордыню и примиряет-соединяет человека с Богом.

Священник многое может стерпеть. Нестерпима и мучительна для нас, священнослужителей, пустая формальная «мертвая» исповедь. И когда человек раскрывает перед Богом всю свою мерзость, нечистоту и черноту, великое наслаждение священника видеть, как благодать Святого Духа исцеляет и врачует кающегося, вводя его в первозданную светлую райскую святость.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (91) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

3 апреля - Пятница 5-й недели Великого поста ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (17:00)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице — Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... далее »

4 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы». Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице... далее »

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Скоро праздник

3 апреля - Прп. Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) был весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. После революции подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие и был принят послушником. В то же время его супруга Ольга стала послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря. Всё своё состояние Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей. Вскоре он принял схиму с именем Серафим - в честь преподобного Среафима Саровского. Прославился как святой старец известный своей прозорливостью... далее

Церковные праздники

3 апреля — Прп. Серафима Вырицкого далее »

4 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

5 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы далее »  Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

8 апреля — Собор Архангела Гавриила далее »

11 апреля — Лазарева суббота далее »

12 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

13 апреля — Страстная седмица далее » Великий Понедельник далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »