Рай – это Церковь

Фото: pravlife.orgВ апостольском чтении 19-й Недели по Пятидесятнице апостол Павел рассказывает о том, как он был восхищен до третьего неба в рай и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4).

Святые отцы, толкуя данное место, говорят, что в этом видении Бог показал Павлу, какой венец его ожидает по смерти. Райское видение было подарено апостолу как бы авансом, для укрепления на дальнейшие труды.

Мы знаем, что еще долгие годы после этого видения апостол Павел странствовал, проповедовал, терпел гонения, избиения, тюрьму, ссылку… Можно думать, что все это время воспоминание о рае, ему уготованном, согревало и укрепляло его душу. Он точно знал: еще немного, и он отправится туда – ко Христу, в нескончаемую райскую сладость. И, может быть, воспоминание о рае и дало ему силы претерпеть все до конца.

Апостол утверждает, что был вознесен на третье небо. Действительно, в иудейском предании есть представление о существовании трех небесных пространств: облачного, звездного и самого высшего, духовного, где находится престол Божий. Вообще все древние народы востока считали, что небо состоит из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: 3, 7, или 10.

В раю Павел нечто такое слышал, что пересказать человеческим языком нельзя. Как же можно нечто услышать и понять, но не уметь пересказать?

Мы сможем ответить на этот вопрос, если вспомним, что речь идет о Царстве Любви. Бог есть Любовь, а в раю Бог будет все во всем. Так разве можно пересказать любовь?

Все мы влюблялись когда-то. Вспомним: неужели возможно адекватно передать в словах весь спектр чувств и эмоций, охватывающих человека в этот период? Самые тонкие грани человеческой культуры – поэзия и музыка – в большей части посвящены влюбленности и любви. И что же? И музыка, и поэзия мучаются невозможностью выражения этого состояния до конца. А ведь имеется в виду любовь между мужчиной и женщиной, душевная любовь. Что же сказать о любви духовной? Она так же невыразима, как невыразим Бог.

Но в раю-то был апостол Павел, а не мы. Можно спросить: что нам до этого? Какое отношение имеет к нам этот эпизод из жизни апостола?

Дело в том, что каждый из нас должен открыть в вере Христовой какой-то свой рай и расслышать неизреченные слова, лично нам адресованные. Необходимо хотя бы один раз сильно обрадоваться Христу, чтобы потом многие годы терпеть ради Него искушения и скорби, внутренние и внешние, которые неминуемо встанут перед нами. Ведь само покаяние, к которому постоянно призывает нас Церковь, есть, по определению Ефрема Сирина, плач грешника перед воротами рая. Но никто не сможет плакать о рае, ни разу не побывав там. И этот рай открыт для нас!

Наверное, у каждого церковного человека было когда-то в жизни свое личное открытие рая Божьего в Православии. То ли это было потрясение от богослужения, то ли запавшая в душу проповедь, то ли неземная красота иконного лика, то ли прочитанная книга или просмотренный фильм. Или, может быть, общение с благодатным человеком, или чудотворная пасхальная ночь, или еще что-нибудь, что явило нам неотмирную красоту христианской веры и Христовой Церкви. И мы поняли, что нет в мире ничего красивее и радостней этого. Эта красота стала определяющей ценностью нашей жизни, и мы твердо решили служить ей.

Хорошо, если так. А вот если этого не было, тогда берегись, христианин. Тогда слишком тонкими нитями привязался ты к Христу. Тебя держат в Церкви: или привычка, или обычай, или национальная самоидентификация. Или ты ходишь туда, что называется, «за компанию», или тебе просто очень нужно что-то выпросить у Господа. Все это – сомнительный мотив воцерковления. Если человек в Церкви не открыл через что-либо красоту Христа, вкус Царствия Божьего не узнал, то рано или поздно он начнет жить в Церкви чем-то другим: борьбой с кодами и масонским заговором, построением независимой национальной церкви, церковным бизнесом, паломничеством в экзотические страны, тусовками и проч.

Или же человек просто уйдет из Церкви. Как бывает: десять лет был в Церкви и ушел в раскол. Пятнадцать лет был в Церкви и оказался в секте. Двадцать лет был в Церкви – и вдруг он стоит на многолюдной площади, машет флагом и выкрикивает какие-то лозунги… Что случилось с человеком? Худшее, что может случиться: ничего. С ним ничего не случилось, он каким был, таким и остался. Он ни Христа не узнал, ни Царствия Его. Он думает, что он христианин, а на самом деле занят строительством очередной вавилонской башни, которая неминуемо упадет, а ее строители в конечном счете перестанут понимать друг друга.

Чтобы этого не произошло с нами, мы должны знать: рай Божий уже открыт для нас. Его только нужно увидеть и полюбить и дальше жить им, питаться им.

Он открыт нам в богослужении, в Таинствах. Он открыт нам на страницах Священного Писания. Открыт в церковном искусстве, в братском общении с другими христианами, в практическом исполнении заповедей Христовых. Он открыт в покаянии и искренней, слезной исповеди. Он открыт нам в Церкви! Но только его нужно узнать и полюбить.

Рай, показанный апостолу Павлу, есть точно такой же, какой и нас ожидает. Только, наверное, Павел там будет ближе к Богу, чем мы, ибо возлюбил Бога больше нас. Рай Божий просвечивает своими лучами тусклый туман наших будней, и эти лучи уже сегодня соединяют нас с их источником – Солнцем Правды, Христом Господом.

Пусть же откроют этот рай те, кто еще не открыл, чтобы стоять нам твердо в вере Христовой, не обращая внимания на бушующие житейские бури и шум строящихся и падающих вавилонских башен.

Став причастниками этого рая уже здесь, на земле, свяжем себя со Христом этими самыми прочными на земле нитями любви и тоской по сладости рая Христова – Царства, в полноте своей ожидающего нас после смерти, но приоткрытого для нас в Церкви уже в этой жизни.

Сергей Комаров
Православная Жизнь

Просмотрено (27) раз

Один комментарий на “Рай – это Церковь

  1. Спаси вас Господи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *