Восхождение на Елеон

Митрополит Калужский и Боровский КлиментСорок дней разделяют два евангельских события — Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа и Его Вознесение на небо. Оба события спасительны и непостижимы.

Но одно из них совершается в полной тайне даже от ближайших учеников Христа, а другое — в присутствии большого числа Его учеников и последователей.

В Евангелии нет ничего незначительного. Во время Вознесения Господня на Елеонской горе были апостолы и Пресвятая Богородица. Вероятно, там стояли и жены-мироносицы, которые служили Христу при Его земной жизни. Почему Господь возносится на виду у этих людей?

Целью воплощения Бога Слова было воссоединение человека и его Творца. Для завершения дела нашего спасения после воскресения Богочеловеку Христу нужно было вознести воспринятую Им человеческую природу к престолу Бога Отца. В каноне Вознесению это выражено в поэтической форме: «На рамо (на плечи) заблудшее взяв естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси».

Но если бы Христос вознесся тайно, это заронило бы семена сомнения в сердца Его учеников. Апостолы от этого могли пошатнуться в вере, предположить, что все явления Христа после Его Воскресения им всего лишь привиделись. Господь в течение сорока дней открывал им важнейшие тайны Царствия Божия (см. Деян. 1, 3). В день Вознесения Христос сказал апостолам, что уходит к Отцу, но пошлет им от Отца Иного Утешителя. Это обещание о ниспослании Святого Духа было непонятно ученикам, пока Святой Дух Сам не сошел на них в день Пятидесятницы.

Святитель Григорий Богослов пояснял, что Ветхий Завет проповедовал нам Отца и не с такой ясностью Сына, Новый Завет говорит нам о Сыне и прикровенно — о Святом Духе. Ныне же, в христианскую эпоху, Дух Святой дарует нам явственное о Себе познание. Апостол Иоанн Богослов писал христианам: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но само то помазание Духа Святого научит вас всему» (см. 1 Ин. 2, 27).

Святой Дух — это Ипостасное Животворящее Начало. В Нем христиане соединяются со Христом и едины между собой. Все, что совершает церковь Христова, созидается Святым Духом. Им после Крещения мы получаем печать дара Духа Святого в таинстве Миропомазания, сочетаясь через это с Церковью. Им прилагаются Святые Дары в таинстве Евхаристии, и верующие причащаются Тела и Крови Христа. Без благодати Святого Духа мы лишены подлинной жизни в земной жизни и в вечности.

Спасение человека — единое действие всей Святой Троицы, в котором каждая Ипостась проявляет себя по-своему. Мы обретаем жизнь вечную благоволением Отца, благодатной помощью Святого Духа и всем, что сделал Сын, находясь в нашем мире от своего вочеловечения до вознесения.

По мысли святителя Григория Паламы, Воскресение Христово принадлежит всем, а Вознесение — только святым. Все без исключения люди будут вновь восстановлены, возрождены, независимо от того, какой образ жизни они вели. Воскресение — это дар каждому человеку: праведному и неправедному. А вознесение — соединение с Богом, т.е. обожение — ожидает только святых. Это состояние недоступно тем, кто не обрел залог единства со Христом в своей земной жизни.

Для людей, которые пребывали во зле и нераскаянности, вознесение в Царство Божие, приближение к Богу будет еще большим мучением, чем пребывание вне Его — в аду. Потому Господь не допустил на Елеон видеть Его Вознесение озлобившихся фарисеев и книжников. Их уже ничто не могло убедить, что Христос — истинный Бог. Они отвергли даже явное тому свидетельство, когда по повелению Спасителя ожил покойник, который лежал в гробу четвертый день и уже подвергся тлению, а значит не был в глубоком обмороке или летаргическом сне. Узнав о воскрешении Лазаря, первосвященники не только не перестали желать смерти Христа, но договорились убить и Лазаря, из-за которого многие уверовали в Спасителя (см. Ин. 12, 10—11).

Иудейской элите было ненавистно все, что подтверждало Божественную сущность Иисуса Христа. Если бы Господь вознесся при них, они бы только сильнее озлобились и ожесточились. Господь по своей милости больше не являл им своих чудес. Он оставил их собственной воле и умствованию. То же самое происходит в вечности и с людьми, упорно отвергавшими Бога в своей земной жизни.

После Вознесения Христа апостолы вернулись в Иерусалим «с великою радостью» (Лк. 24, 52). Почему их не печалило то, что Господь больше не будет доступен для непосредственного общения? Ведь когда мы расстаемся с дорогим человеком, даже в надежде на скорую встречу, нас, как правило, гнетет чувство тоски, утраты. Что так радовало апостолов после Вознесения? Господь сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Христос всегда невидимым образом соприсутствует своим верным ученикам и последователям. Впервые апостолы познали это опытно на Елеонской горе, испытав великую радость.

Отчего же современные христиане не живут этой же радостью, не ощущают действие благодати Святого Духа? Направленность исключительно к достижению земных целей делает человека невосприимчивым к духовной радости. Перед Всемирным потопом Бог сказал, что не может Его Дух пребывать в людях, ибо они полностью стали плотью (см. Быт. 6, 3). То же самое верно и в отношении нынешних людей. Если они силы и время посвящают преимущественно земным, а не духовным вещам, если «связаны плотскими сластьми и похотьми», как о том говорится в молитве на Литургии, то для них Святой Дух неощутим.

Как же научиться приближаться к Христу, чтобы в свое время быть способными вознестись с Ним в Духе Святом к престолу Божию? Надо чаще задумываться о том, что нас ждет после смерти, отслеживать, на что мы тратим время своей жизни, и спешить переключиться на молитву, на исполнение Христовых заповедей. Нас задели «за живое», а мы не ответим злом. Придет желание оскорбить — возьмем себя в руки и сдержимся ради заповеди Христа. Пересилим себя и поможем там, где не раз проходили мимо. Надо стараться ловить себя на таких, казалось бы, мелочах, и оставаться верными Христу в самом малом.

Не стоит искать ситуаций, где можно совершить яркий подвиг ради Христа. Надо именно в мелочах, в каждый миг быть духовно бдительными, стремиться поступать по Евангелию, а не по своим хотениям. Начинать же следует с привычки спрашивать себя: «Что сейчас хочет от меня Господь?» Намереваясь совершить поступок или пошутить над ближним, спросить себя: «А мне будет приятно, если со мной так поступят или услышу такое слово, сказанное в мой адрес?» Постоянно действуя так и понуждая себя на добро и отвергая зло, благодатью Святого Духа мы сможем приблизиться к Вознесению. Один есть путь в вечность — это искоренять в своем сердце зло и восходить со Христом на Елеон нашего вознесения.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (9) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *