Выбрать страницу

Что символизирует причащение верующих в храме?

Что символизирует причащение верующих в храме?

Об этом хорошо пишет епископ Александр (Милеант) в своем труде «Изъяснение Божественной литургии»: «После приобщения священнослужителей отверзаются царские врата, которые до сих пор были закрыты, напоминая закрытую горницу на Тайной Вечери, и диакон, приняв от священника потир со св. Дарами, призывает к причащению мирян: ‟Со страхом Божиим и верою приступите”. На клиросе поют: ‟Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам”. Все это изображает воскресение Иисуса Христа и явления Его по воскресении, именно: отверзание царских врат означает отваление камня от дверей гроба Христова. Диакон символизирует Ангела, а Сам воскресший Господь является в святых Дарах. Слова, с которыми диакон обращается к народу, напоминают о том, как ученики Христовы сначала ‟устрашились”, увидевши воскресшего Господа, Который призывал их приблизиться к Себе и осязать Его, как потом они, уверовав, исповедали Его Господом и Богом. С такими чувствами и все предстоящие во храме при появлении святых Даров должны благоговейно поклониться Им, по примеру апостолов и жен-мироносиц, и приветствовать грядущего Господа словами, которые поются на клиросе: ‟Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам”».

Те, кто говел, подготовившись должным образом к принятию Святых Христовых Таин, стоят возле амвона с крестообразно скрещенными на груди руками так, что правая ладонь находится на левом плече, а левая – на правом, в ожидании причастия. С одной стороны, такая поза – выражение предельного внимания и страха Божия, присутствующего в человеке, участвующем в Евхаристии, с другой – она фиксирует руки человека, чтобы он, не дай Бог, не выбил Чашу у священнослужителя.

Дети до семи лет причащаются без исповеди, но все равно их нужно перед причастием подводить (подносить) к священнику, чтобы он их благословил вкусить Тела и Крови Христовых. Это нужно еще и для того, чтобы батюшка узнал, где был крещен малыш и крещен ли он вообще. До трех лет младенец может вкушать пищу перед причастием (как правило, это материнское молоко). После трех лет родителям нужно постепенно воспитывать в ребенке традицию евхаристического поста (невкушение пищи и пития с полночи и до момента причащения).

Непосредственно перед открытием Царских врат и выносом Чаши хор поет церковные песнопения праздника или чтец читает каноны, Последование ко Святому Причащению. В некоторых храмах существует благочестивая традиция читать в это время жития поминаемых в этот день святых.

Священник же в это время дробит Тело Христово на специальной деревянной тарелочке копием для причащения верующих, потом ссыпает частички в Чашу, чтобы они напитались Кровью Христовой. Таким образом, молящийся в храме причащается и Тела, и Крови Христовых одновременно из Чаши.

Вышеописанный период Литургии более всего напоминает тишину Великой Субботы, когда мы напряженно ожидаем явления Воскресшего Господа. Закрыты Царские Врата. И завеса над ними задернута.

Очень часто в храмах можно видеть, как люди усматривают в данный период некую паузу. Они начинают ходить по храму, разговаривать, шуметь. В православных храмах, как правило, хорошая акустика. Поэтому любой шорох и шепот слышно очень хорошо. А если это делают десятки людей, он превращается в непрерывный гул, как на вокзале.

Это очень отвлекает священника, людей, готовящихся к причастию, молящихся. Вспомним слова преподобного Амвросия Оптинского: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Не будем же, дорогие братья и сестры, призывать на свои головы гнев Божий, не станем соблазном и ворами молитвы для других людей. Будем с трепетом и страхом Божиим, и любовью ожидать явления Христа. Ведь, как говорят святые отцы, даже взирание на Чашу с Телом и Кровию Христовыми – спасительно.

Дальнейшее в Литургии сравнимо с Воскресением Христовым. Отодвигается катапетасма. Открываются Царские врата. И священник выносит Чашу, поверх которой лежат плат и лжица для причастия. Христос Воскрес и явился своим ученикам. В данном случае нам. Господь Бог пребывает среди верных Своих.

Священник возглашает эти дивные слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С одной стороны, мы должны иметь страх Божий, этот священный трепет перед великой святыней Евхаристии, ведь это Тело и Кровь Христовы! Сам Бог сошел к нам для нашего спасения! С другой – мы должны верить в милосердие Божие. Нет греха непрощенного, есть грех нераскаянный. И если мы раскаялись искренне на исповеди перед священником и он допустил нас к Чаше, если мы готовились, постились, молились, говели, то нужно со страхом Божиим и верою в милосердие Его приступать к Чаше. Потому что в Ней воскресение каждого из нас. Христос Воскресший вступает в темный гроб нашего сердца, наполненного страстями да грехами, и дарует нам жизнь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (52) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

3 апреля - Пятница 5-й недели Великого поста ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (17:00)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице — Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... далее »

4 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы». Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице... далее »

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

3 апреля — Прп. Серафима Вырицкого далее »

4 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

5 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы далее »  Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

8 апреля — Собор Архангела Гавриила далее »

11 апреля — Лазарева суббота далее »

12 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

13 апреля — Страстная седмица далее » Великий Понедельник далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »