Выбрать страницу

Быть просто приличным человеком. Достаточно ли этого будет на Страшном Суде?

Быть просто приличным человеком. Достаточно ли этого будет на Страшном Суде?

Существует несколько богословских видений Страшного Суда, в том числе достаточно популярное мнение: на Страшном Суде у вас спросят, какой вы человек, а не сколько читали молитв и как постились. Как будет проходить Страшный Суд, что станет главным, как Господь будет мерить нашу жизнь и чем мы оправдаемся? Размышляет протоиерей Максим Козлов.

Для того чтобы ответить, что такое Страшный Суд, надо сначала постараться ответить: наше спасение – что это такое? Известны две основные редукции христианского учения о спасении, с которыми святоотеческое богословие не согласно и которым оно не тождественно.

Один взгляд, может быть, нигде не сформулированный в качестве конфессиональной доктрины, но религиозно и психологически очень распространенный: спасение – это то, что зарабатывается. Это то, что можно или заслужить, или, по крайней мере, набрать некоторую совокупность бонусов, баллов, добрых дел, которые можно будет предъявить, сказать: «Я, конечно, грешил, но вот же список, вот хартия, с которой я являюсь, прошу учесть в качестве смягчающего обстоятельства».

Подобное мироощущение было распространено в западном христианстве в эпоху средневековья, но подчас встречается и среди православных верующих в различных формах: «Я ворую, но собор же строю», «Чтобы замолить грех, нужно посетить 40 литургий» и так далее.

Вторая редукция, которую ввели классические протестанты – по-настоящему уверовавший уже спасен, и остальное, в общем, неважно. Потому что если ты отпадешь от веры, этим ты покажешь, что ты не по-настоящему уверовал. Если будешь как-то тяжело грешить, то покажешь, что ты к числу избранных не относишься.

Есть еще и современный взгляд, весьма распространенный в околорелигиозном или парарелигиозном сознании, что все вообще спасутся. Это, пожалуй, господствующая точка зрения, соседствующая с такими штампами, что все религии говорят примерно об одном, что Бог, так или иначе, един для всех религий. В рамках такого миропонимания разговоры о Страшном Суде – это нечто воспитательно-педагогическое. Бог же добрый, он всех любит, как может кого-то не спасти?

Новый Завет куда как более полифоничен. В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). А в Соборном послании апостола Иакова читаем: «покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). Притча о Страшном Суде как раз и говорит о таких ситуациях, когда человек обретает спасение во Христе в вечности через исполнение нравственного закона по отношению к ближнему в земной жизни.

Притча о Страшном Суде
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 31-46).

Для каждого из нас очевидно, что по отношению к спасению человечество делится на две неравные части. Есть те, которые в своей жизни на путях Промысла Божия встретились с Евангельским благовестием, откликнулись на него, познали нравственный закон, не только как голос совести в душе, но как слово Евангелия. Вот с этих, кому больше дано, с нас, христиан, неизмеримо больше и спросится. Мы не имеем права сказать: достаточно мне быть просто приличным человеком, не нарушать уголовный кодекс, уважать маму и папу, быть в поступках верным мужу или жене, не забывать о воспитании детей. Никто из нас не имеет права закрыться от Евангельских слов: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Христианин должен понимать: я без Бога не могу быть спасенным. Спасение – дар, который дается мне от Него, а от меня Он ждет отклика верой и жизнью. Верой, которая воплощается в жизни. По тому, отозвалось Евангелие в моей жизни добрыми плодами или нет, и буду я судим в итоге.

Есть другая часть человечества – те, кто на путях Промысла Божьего здесь, в историческом бытии, с подлинным христианством не соприкасался. Хочу верить, что к ним применимы слова апостола Павла из послания к Римлянам о язычниках, которые будут судиться по закону совести, который есть в их душе [1]. По притче о Страшном Суде верю, что у них есть надежда на спасение, а к себе не имею права не применить слова Евангелия об узком пути и тесных вратах [2}.

Протоиерей Максим Козлов
Православие и Мир


1. «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:13 – 15).
2. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13 – 14).

Просмотрено (33) раз

Подать записку на молебен 4 ноября — Празднование Казанской иконы Божией Матери. Это самая почитаемая на Руси икона Небесной Заступницы, которая помогает всем притекающим к Её всеблагой помощи. К Ее чудотворному образу обращаются за исцелением от телесных и душевных недугов, при унынии, в особо трудных жизненных ситуациях, о благополучии семьи и покровительстве детей. Вы можете подать записку на молебен с просьбой за себя, ваших детей, друзей и близких... подробнее
 
Принимаем заблаговременно записки на 7 ноября Димитриевскую родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

30 октября — Прор. Осии (820 до Р.Х.) далее »

31 октября — Апостола и евангелиста Луки далее » Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца далее »

1 ноября — Прор. Иоиля далее » Мч. Уара далее »

4 ноября — Казанской иконы Божией Матери далее » Семи отроков, иже во Ефесе далее »

5 ноября — Апостола Иакова, брата Господня по плоти далее »

6 ноября — Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» далее »

7 ноябряДимитриевская родительская суббота (Поминовение усопших) далее »

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

Димитриевская родительская суббота

7 НОЯБРЯ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. ПАНИХИДА Димитриевская родительская суббота — день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 8 ноября. По преданию, поминовение воинов — защитников земли Русской — установлено святым благоверным князем Димитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1380 года...
Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду... далее » Подать записки на 7 ноября - Димитриевскую родительскую субботу о упокоении на Литургию (поминовение на Проскомидии), заупокойную панихиду, заказать свечу... подробнее