Выбрать страницу

Сретение и благодарный вздох усталости

Сретение и благодарный вздох усталости

“Старый мир дожил, дотерпел до срока, предсказанного ангелом, и принял на свои руки Новое, долгожданное – а старому пришла пора отойти в сторону, упокоиться…”. Почему в празднике Сретения есть и печаль, и надежда — размышляет священник Сергий Круглов.

– Я люблю праздник Сретения… Только он немного печальный.

– Почему?

– Ну, потому, что я-то уже старая… А это – праздник встречи старого с новым, зимы с весной, праздник стариков и детей, самых беспомощных и слабых в мире. Недаром и в поговорке мы – рядом: «старый да малый». Я так сильно это чувствую, когда младшего внука на руках держу, ему всего три месяца только. И повторяю про себя: «Ныне отпущаеши».

В событии Сретения и в самом деле слышны два мотива: старость мира и надежда на новое, ожидание – и исполнение нового. Пречистая Дева и Иосиф принесли Младенца в храм на сороковой день по рождении, этот обычай был некогда установлен в воспоминание об избавлении Израиля из египетского плена. Невероятные обетования Бога Моисею, драматические события в Египте, расступившиеся перед народом воды моря, годы скитаний, иссякание и возобновление веры, Бог-Путевождь и манна, радость вступления в Ханаан, обретение родины в земле обетованной, смена поколений Израиля, договор и кровь, закон и пророки, страстная жалоба Иова, плач Иеремии, космические прозрения Иезекииля, утешения Псалмопевца, скепсис Екклесиаста – всё, всё уже было, и всё уже – позади.

Старый мир дожил, дотерпел до срока, предсказанного ангелом, и принял на свои руки Новое, долгожданное – а старому пришла пора отойти в сторону, упокоиться… Благодарным облегчением, вздохом усталости, который трудно скрыть, исполнены вдохновенные слова Симеона Богоприимца к Владыке, отпускающему наконец с миром своего служителя, много лет верно хранившего сокровенную надежду Израиля.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою…

Многие обращали внимание на то, как смешно и таинственно выглядит младенец, лежащий или сидящий на ручках, так серьезно и царственно взирает он на окружающий мир, так естественно и без сомнений принимает эти руки как опору… Новое, принесенное Христом в мир и иконографически наглядно явленное в образах Рождества и Сретения, новую весть о Царстве Божием, можно в чем-то назвать младенческим месседжем. Именно в новозаветное время, продолжающееся и до сих пор, стало возможным говорить о детях не как о просто пока еще «недовзрослых», а именно как о детях, об особом состоянии детства, о детском взгляде на мир, о правах детей, о детском срезе цивилизации.

Новую детскую весть Христову о непременном условии вхождения в Царство Божие, принесенную в мир, знаем мы все, Он Сам озвучил ее, сказав взрослым: «Будьте как дети». Что же это означает? Будьте безгрешны, как дети, иначе не войдете в Царство? Но разве дети – безгрешны? На этот счет не следует обольщаться: каждый из нас рождается в падший мир, тяжесть греха и смерти – испытывает каждый. Дети бывают и капризными, и косными, и сластолюбивыми, и жестокими; кто сам воспитывал детей – знает это на своем опыте, кто не воспитывал – читал про это в книгах, от «Повелителя мух «Голдинга до «Странников» Шишкова, «Питера Пена» Барри и «Детей кукурузы» Стивена Кинга…

Не безгрешностью и особой чистотой (которая вроде бы есть во младенчестве, но так быстро утрачивается с каждым днем взросления) отличаются дети от взрослых. Совсем другим: каким бы ни был ребенок, он не может жить – один. Он не может без тех самых «наручек». Взрослея, наращивая с каждым разом под ударами жизни хитин самости, человек приучается к независимости, к никомуненужности, приучается – к нелюбви, натягивая на нее маску «взрослости», так часто путая (и даже – вполне искренне) эту никомуненужность – со свободой…

Сретение Господне

Фото: mitropolia-lip.ru

Младенец Христос, Бог, пришедший в мир – это тоже своего рода Питер Пен, вечный ребенок, многими из нас любимый, сохранивший детскую живость и энергию, способность остро, первозданно чувствовать, не разувериться в сказке и сохранить веру и надежду, но при этом не разучившийся жертвенно любить, отринувший ребяческую дурную самость и независимость. Человек не может без Бога, как младенец не может быть в одиночку – в этом еще один важный посыл события Сретения.

Ветхозаветный человек тоже знал это, но, чтобы утвердить и закрепить знание, чтобы дать его всем желающим спастись во все времена и эпохи, Богу необходимо было самому стать человеком, необходимо было самому безропотно возлечь «на ручки», стать связанным безусловной детской любовью – вплоть до креста и Воскресения.

Сретение – воистину встреча.

Такая встреча, которая отныне и навсегда отрицает расставание и одиночество.

Священник Сергий Круглов
Православие и Мир

Просмотрено (34) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы