Выбрать страницу

Святки, карты и вокзальные цыганки

Святки, карты и вокзальные цыганки

Как достойно провести Святки, что общего между христианами, астрологами и цыганками и как превратить святочные вечера в вечери любви. О русских святочных традициях — добрых и подлинных и, наоборот, весьма сомнительных, — рассказывает писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров.

Люди, которые действительно связали свою жизнь с Матерью-Церковью и о Православии знают не понаслышке, всегда готовятся к главным церковным празднествам, будь то Рождество, Пасха или Троица.

Мы помним, что радостные дни явления в мир Спасителя и Его тридневного воскресения предваряются постами. Знаем и о том, что первый день праздника последуется сплошной седмицей, когда Церковь отменяет воздержание от скоромной пищи в среду и пятницу.

Праздничная неделя после Пасхи именуется «Светлой», время от Рождества Христова до Крещения Господня – «Святками».

Для чего нам нужны «Святки»?

Церковь приглашает своих чад погрузиться в светлую атмосферу Рождества, желает, чтобы они довели до ума и сердца самую суть «великой тайны благочестия», как называет апостол Павел событие Вифлеемской ночи.

Каждый раз, когда на Святках мы переступаем порог храма, до наших ушей доносится пение рождественского тропаря.

Заглядывая в вертеп из елового лапника и созерцая на иконе изображение Богомладенца в воловьих яслях, мы приходим к осознанию, что Господь само сердце человека хочет соделать местом Своего обитания…

Святки, кратко сказать, это такое праздничное время, когда малые ребятки играют в прятки, а возрастные христиане помышляют о единении с Господом Иисусом Христом, новорожденным Спасителем, в Божественной Евхаристии. С благоговением, покаянием и любовью приступая к Святой Чаше, мы вкушаем самые Пречистую Плоть и Кровь Создателя в освящение души и тела.

Как тут не вспомнить притчу о десяти девах, которые со светильниками вышли встречать своего Жениха. Он затворяется с «разумными» из них в светлом брачном чертоге. Это единение со Христом Богомладенцем в глубинах человеческого сердца и является тем идеалом, той высотой, на которую возносит нас праздник Рождества.

Святки – особое время. Пост в среду и пятницу отменяется, ибо девы чертога брачного «не могут поститься, когда с ними Жених»…

И мы, выходя из храма, призваны светить миру радостной улыбкой и добрым словом. Истинно церковных людей всегда отличает гостеприимство, радушие, умение «на мажоре» общаться с ближними, которым они служат с легким сердцем, бескорыстно, с внутренней благодарностью Господу. Пусть вся наша жизнь будет даром, положеннным к стопам новорожденного Христа…

Безусловно, как и в случае со Светлой седмицей, Святки – это время общения с близкими по духу людьми, тем паче что теперь у нас Рождество – государственный праздник. «Выходные дни» сами по себе располагают друзей видеть друг друга, не правда ли?

Коль скоро снимаются все ограничения в посте, то по закону русского гостеприимства и хлебосольства, нужно щедро делиться с соседями тем, что у нас припасено для праздника. Но мы собираемся вместе «не для хлеба куса, а ради Иисуса», поэтому общение, дневное или вечернее, должно, на мой взгляд, напоминать собою древнехристианские агапы, или вечери любви.

На христианских трапезах необходимо давать место благодарственной молитве и пению, рождественским песнопениям и духовным стихам, колядкам.

К сожалению, эта культура почти утрачена современными «юзерами-лузерами-пользователями». Ничто, однако, не препятствует и в наше время устраивать подобные вечера в православных семьях, где народились милые детишки, с нетерпением ожидающие рождественскую ёлку и заблаговременно приготовившие подарки для своих друзей.

Мне хорошо известно, что сегодня православные родители стараются возрождать детский мир, описанный Иваном Шмелевым в его книге «Лето Господне».

А в ней автор, между прочим, пишет и про Святки… О сколь богатым, насыщенным интересным было содержание этих дней! Какой удивительный мир вкусностей, затейливой красоты домашнего интерьера, рождественских игр, загадок и шарад окрашивал детство русских детей в золотые тона!

В заключение позвольте мне поразмыслить и об известных всякому мало-мальски начитанному человеку поэтических строках Василия Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»… Не забудем и пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин», где так выразительно запечатлены черты дворянского быта, в котором зачастую подлинная религиозность смешивалась с народными суевериями.

Просвещенному читателю «Правмира», думаю, нет нужды объяснять, что в 21 столетии карты таро, гадание на воске и кофейной гуще, с помощью маятника – суть жалкие пережитки постиндустриального общества. Мы, христиане, не имеем ничего общего ни с астрологами, ни с антропософами, ни с вокзальными цыганками, поэтому я могу говорить о подобной дребедени лишь с грустной улыбкой, произнося этакое пренебрежительное аристократическое «фи»!

Мыслящих право людей куда более должно привлекать семейное чтение, а сегодня, слава тебе, Господи, немало чудесных авторов (помимо упомянутого мною Ивана Шмелева) могут быть незримыми участниками наших посиделок у камелька. Это и классическая русская литература, и не столь известная широкому читателю литература 20-го столетия – Никифоров-Волгин, Ширяев, Зайцев, Шергин и другие.

Плоды же доброго святочного общения нам уже известны – ясность ума, мирное сердце, радость о Господе…

Я вот на Святках уже успел и с детьми побегать наперегонки по заснеженным аллеям, и в сугробах поваляться, и в снежки поиграть – чтобы потом, уютно расположившись у пылающего камина, экспромтом рассказать и взрослым, и детям сказку, не лишенную известной доли романтизма.

Одним словом, мы с вами – за все хорошее на Святках, что только ни пронизано светом подлинной христианской культуры.

Что же касается мастей треф, пики или черви, – it is not our style…

Протоиерей Артемий Владимиров
Подготовила Ольга Лунина
Православие и Мир

Просмотрено (33) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка… подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скоро праздник

27 января - Равноап. Нины, просветительницы Грузии

Равноапостольная Нина - апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины. С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией. Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 января — Мц. Татианы далее »

27 января — Равноап. Нины, просветительницы Грузии далее »

30 января — Прп. Антония Великого далее »

31 января — Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского далее »

1 февраля — День интронизации Святейшего Патриарха Кирилла; прп. Макария Великого, Египетского далее » Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского далее »

3 февраля — Прп. Максима Грека далее »