Выбрать страницу

Можно ли натренировать совесть?

Можно ли натренировать совесть?

Совесть – это нечто неосязаемое в нас, это некая отделенная от нас часть. Тем не менее, она откуда-то берется. Откуда? Можно предположить, что закладывается родителями. Но почему тогда в самом раннем детстве один ребенок считает себя вправе обижать других, а другому и в голову это не приходит? Если первому никто не скажет, что так плохо, он, скорее всего, продолжит в том же духе.

Похоже, совесть закладывается ещё до рождения ребенка и напрямую, зависит от предыдущих поколений, от духовной жизни родителей, от их культурной среды.

Святыми были родители у Пресвятой Богородицы – Иоаким и Анна; у Иоанна Предтечи, Крестителя Господнего, у преподобного Сергия Радонежского…

Наша культура исторически была наполнена и языческими, и христианскими источниками. Оттого противоречива. Быть может, в этом и есть загадочность славянской души.

И раз наша совесть зависит от предков, то начинать нужно с них. Обращаться к Богу с просьбой о помиловании тех, кто жил до нас. Многие слышали фразу святых отцов о воспитании: «Воспитывать нужно, когда ребенок лежит поперек лавки». Но воспитывается он не словами, а примерами – что вижу, таким и становлюсь.

Когда приносят ребенка в храм крестить, сразу видно, причащалась ли мама. Порою невозможно в руках удержать во время крещения младенца, мама которого ни разу не приходила в храм. После такого крещения долго стоит у батюшки звон в ушах от детского крика. Да и причащаются такие младенцы тоже тяжело, в отличии от воцерковленных мамочек – то есть, дети, оказывается, уже знают, что такое причастие. И это уже и есть начало их совести.

Воспитание откладывает глубокий отпечаток на человека на всю жизнь. Все мы родом из детства. Даже сказки, которые рассказывают детям, учат различать добро и зло. Если детскую душу настроить, как камертон, при каждом жизненном выборе совесть будет человека обличать – до тех пор, пока он её слышит.

Бывает, в суете мы закапываем совесть под грудой грехов, суеты, обрывков неприятных ситуаций. И голоса совести уже не слышим, поступая как бездушные эгоисты. И тут Бог начинает предупреждать – вначале унынием, потом житейскими вразумлениями, сложными ситуациями. И как особо крайние случаи – потерями.

Хорошо, если мы очнемся с первого предупреждения. Наша совесть заговорит и потянет нас к тому месту, где мы чувствуем себя в мире с ней. Например, в храм, на исповедь. И чем тщательнее откапываешь совесть из–под завалов, тем мучительнее чувствовать свое несовершенство и грязь, тем и радостнее и легче становится на душе после исповеди.

Исповедь и причастие – это и есть регулярные тренировки. Как в спорте – чем меньше качаешь пресс, тем больше обвисает живот и распускается тело. В жизни так же. Чем меньше тренировок совести – исповедей и причастий, тем большая вероятность распуститься, промотать жизнь бездарно.

Иерей Сергий Белянов
Православная Жизнь

Просмотрено (22) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

28 октября — Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» далее »

29 октября — Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (Iв) далее »

30 октября — Прор. Осии (820 до Р.Х.) далее »

31 октября — Апостола и евангелиста Луки далее » Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца далее »

1 ноября — Прор. Иоиля далее » Мч. Уара далее »

4 ноября — Казанской иконы Божией Матери далее » Семи отроков, иже во Ефесе далее »

5 ноября — Апостола Иакова, брата Господня по плоти далее »