Как понимать слова Христа об Иоанне Крестителе: «…он есть Илия, которому должно придти»

Пророк Илья на огненной колеснице. Р.ЛяйнвеберВеликий пророк Илия был взят на огненной колеснице (4Цар. 2:1-18) на небо. Согласно ветхозаветному пророчеству Малахии, он должен вернуться на землю перед приходом Мессии-Христа: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). Произойдет это во второе пришествие Спасителя.

По толкованию святителя Андрея Кесарийского, двумя свидетелями, о которых говорится в Апокалипсисе, будут праведные Енох и Илия: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откр.11:3-6). Иудеи же современники Спасителя ожидали прихода Илии в их время (Мф.16:14, Мф.17:10; Ин.1:21).

Известный толкователь Библии А.П. Лопухин пишет о том, что слова Иисуса Христа «…он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:14) надо понимать следующим образом. Речь Христа означает: «если вы можете Мне довериться, если вы можете положиться на Мои слова, то Иоанн есть Илия… Он есть Илия, но не тот, о котором известно было из Ветхого Завета, а новый, грядущий, которому должно прийти. Очевидная ссылка на Мал. 4:5». То есть как указывает Лопухин, Иоанн Креститель есть «новый, грядущий» Илия, о котором, по мнению Лопухина, говорил пророк Малахия в своей книге (Мал.4:5-6): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Из этой цитаты становится понятно, что Малахия говорит именно о пророке Илии, которого Бог-Отец пошлет из Царства Небесного на землю «пред наступлением дня Господня». Однако Лопухин настаивает на ином понимании этих слов Малахии: «…под Илиею здесь нужно разуметь, прежде всего, Иоанна Предтечу (см. Мф 17:10–13; Лк 1:17), т. е., следовательно, Илию в переносом смысле этого слова, пророка в духе и силе Илии».

Господь, разъясняя истинный смысл пророчества Малахии, говорит, что оно относится к Иоанну Предтече: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:10). Ученики явно спрашивают о пророчестве Малахии, и Иисус отвечает им предельно просто: Пророчество исполнилось, но пророка от Бога не узнали, не пожелали узнать… так же и Его, Спасителя, не пожелают узнать, хотя о Нём – все строки Священных Писаний.

Иеромонах Иов (Гумеров)
Православие.ру

Просмотрено (52) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *