Выбрать страницу

Святитель Феофан тоже писал о прокрастинации

Много опубликовано материалов о прокрастинации, стоящих и пустопорожних. В основном это практические советы. Даже те, кто это чудаковатое слово не встречал, с самой проблемой всё равно сталкивался.

Прокрастинация – это когда человек постоянно откладывает на завтра, то, что нужно сделать сегодня. Правда, знакомая проблема? Отложенные на завтра дела накапливаются, с ними становится трудно и даже невозможно разобраться.

Человек подводит себя и других людей. На него обижаются, происходят конфликты, да он и сам досадует на себя. Но поделать ничего не может и опять откладывает: «Вот с понедельника точно начну!» Приходит понедельник, из-под земли выскакивают новые причины, почему сегодня не начать нужное дело.

Переживания о работе и спасении

Сколько тут переживаний! Писатели признаются в страхе перед первой пустой страницей, на которой надо записать начало давно задуманной книги. Ступор охватывает перед пустой страницей.

«Чтобы написать, надо писать», – хороший кто-то придумал девиз. Взялся девиз не на пустом месте. Трудно писателям жить по принципу «ни дня без строчки».

Психологи по-своему решают проблему прокрастинации. Тут пригодится планирование со всеми своими хитростями. Дела распределяются на 4 группы по принципу: важные/неважные, срочные/несрочные. Самая многострадальная категория – важные и несрочные дела. Их чаще всего и откладывают на потом, за ними и надо особо послеживать.

Как думаете, а дело нашего спасения в какую категорию попадает? Неважным его православный человек не назовет. А вот в несрочные оно… попасть может.

Если это произошло, то дело нашего спасения оказывается как раз важным и несрочным. Со всеми вытекающими последствиями: «Сейчас мне приходится о детях заботиться да на работе управляться. Вот на пенсии буду о спасении души думать, в церковь ходить». В такой логике работа – это важное и срочное дело, оно оттесняет заботу о спасении – дело важное и несрочное.

Так бывает не только в наше время с его суетливой жизнью больших городов. Похожие проблемы обозначались и раньше. В середине XIX столетия о них задумывался святитель Феофан Затворник (память его 23 января).

Аскетика и психология

Святителя Феофана можно признать большим знатоком человеческой психологии, хотя профессиональным психологом он не был.

Размышлял он о прокрастинации задолго до того, как о ней заговорили психологи. В своих размышлениях он основывался на опыте православного подвижничества, сам он тоже был настоящим аскетом.

Его интересовала духовная сторона нашей жизни, а не будничная. И саму нашу проблему он рассматривал именно со стороны духовных ее причин.

Среди проповедей святителя мы обратимся к одной, посвященной посту, – вот духовная сторона нашей жизни. Во время поста православный человек сосредотачивается на спасении своей души.

По наблюдениям святителя Феофана, с постом есть особые проблемы, они встречаются достаточно часто. Он их описывает и обозначает духовные причины проблем:

«Постом только мы немного и остепеняемся… находим попечительные о спасении помышления… кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения – и заглушает те добрые движения.

И вот начинаем мы отодвигать исполнение требований сих: сначала с первого дня на второй, со второго на третий, потом с первой недели на вторую или третью, с третьей на четвертую или последнюю, а на последней что-нибудь помешает или какой-нибудь предлог и отлагательство придумает лукавая леность. Так и весь пост проходит без говения, Исповеди и Святого Причастия».

Проблема всё та же – прокрастинация: мы понимаем, что во время поста надо исправлять нашу жизнь, но отодвигаем исполнение этого замысла с первого дня на второй, с второй недели до последней, а на последней неделе нам что-нибудь помешает.

Вот пост прошел, и мы ничего не сделали из задуманного. Обидно. Что мешает нам? Внешние обстоятельства? Да. Но не в них корень проблемы, в другом. Отлагательство придумывает лукавая леность. Корень проблемы внутри: лукавая, то есть греховная леность. Происходит она от страсти уныния. В грехе лености мы можем покаяться, если замечаем его в себе, а со страстью уныния надо бороться, и это надолго.

Дух уныния у православных подвижников считается особо тяжелым. Он налагает на человека тяжесть, его воздействие – долговременное, изнурительное. Но с Божией помощью можно и страсть уныния победить.

Страсть уныния погружает человека в томительное бездействие, в упадок сил. Или же уныние побуждает человека к гиперактивности: он начинает одно дело, не заканчивает его, бросает, берется за другое, бросает, потом за третье…

И вся эта суета, многозаботливость вместо упорного занятия тем одним важным делом, которое надо, кровь из носа, завершить сегодня. Вспомним еще, как люди бессмысленно «сёрфят» по интернету часами, переходя с одного сайта на другой, вместо того, чтобы посмотреть на трех сайтах интересующую их информацию и напечатать требуемый от них текст.

Согласно святому Феофану, именно леность, связанная с унынием, лукаво подсовывает христианам вместо подготовки к Исповеди и Причастию какие-то срочные дела на последней неделе поста.

На первый взгляд, кажется, что человек активно принялся что-то делать полезное, причем тут леность? Но в этой ситуации надо распознать замаскированую страсть и оценить по достоинству тонкое наблюдение святителя Феофана.

Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел

Перед унылой леностью, как мы читали, «приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения». Вот с чего начинается прокрастинация. Саможаление довольно близко к лени, но не будем их чрезмерно сближать. Еще ближе саможаление к малодушию. Человек болезненно жалеет себя, боится себе усложнять жизнь. Саможаление приходит к человеку не одно, а с любимыми подругами.

Первая подруга – беспечность наполняет человека легкомыслием. Человек не просчитывает последствия своих поступков, того, что он делает сейчас и что откладывает на потом. Человек не печется о будущем в должной мере, пребывает в порочной беззаботности. Человек легкомысленно откладывает важные дела на будущее, не задумываясь о том, какие неприятные сюрпризы и даже катастрофы готовит себе.

Порадеть – значит постараться. Вторая подруга саможаления – нерадение – это состояние, когда человек делает всё для галочки, кое-как, он не хочет (или не может) как следует потрудиться. Ни одно важное дело не удается нам без достаточных усилий. Только пустяшные делишки можно обделывать, не напрягаясь.

Лекарство

Рассуждает святитель Феофан о нашей проблеме и, конечно, задается вопросом, как ее решать. Он вспоминает о важном спутнике христианского покаяния – о памяти смертной.

Память о смерти всё в нашей жизни расставляет по полочкам: это важное, а это неважное. Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел. И, тем самым, противодействует прокрастинации. За всей мелочевкой дел нам нужно о главном не забыть.

О памяти смертной мы можем найти не только святоотеческие наставления. Святой Феофан берет в пример евангельскую притчу про бесплодную смоковницу. Хозяин сада хочет срубить бесплодное дерево на дрова, а работник уговаривает его повременить год, он обработает дерево и тогда можно рассчитывать на урожай.

Смысл притчи прост: нам надо приносить духовные плоды, нельзя всегда оставаться бесплодным, мы не знаем, когда будем призваны дать ответ о своей жизни, какие плоды мы принесли.

Что сказать о прокрастинации? Аскетический подход святителя Феофана к проблеме откладывания важных дел отличается от подхода практической психологии. И эти подходы не выглядят такими уж несовместимыми. В чем-то они дополняют друг друга.

Подход святоотеческий отличается особой глубиной. Святитель Феофан Затворник доискивается до скрытых причин проблемы и предлагает решать проблему на самом фундаментальном уровне духовными средствами.

Диакон Павел Сержантов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Просмотрено (84) раз

Заказать требы - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
Подать заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших. 27 марта, 3 и 10 апреля — поминовение усопших. Великопостная родительская суббота. Панихида... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2021 с 8 – 13 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Подготовительные недели

Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики: Подать заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

9 марта - Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча закончил свою жизнь мученическою смертью. После усекновения главы Иоанна тело его тайно было погребено учениками его в городе Севастии, а глава тайно сокрыта Иродиадой во дворце Ирода. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Церковь празднует троекратное обретение главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 марта — Обретение мощей блж. Матроны Московской далее »

9 марта — Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи далее »

14 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

15 мартаНачало Великого поста далее » Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» далее »