Выбрать страницу

Простая радость бытия

Будь доволен малым, как и многим (Сир. 29:26)

Всем нам свойственно желать радости себе и своим ближним. Но для каждого из нас она происходит из своего источника. Радость от любви, радость от успеха, радость от улучшения материального достатка… А вот как насчет самых простых и общедоступных радостей, не требующих от нас ни борьбы, ни труда и никем у нас не отнимаемых? Есть ли им место в нашем многотрудном бытии, где за все надо платить?

Утро. Будний летний день. Передо мной задача: оплатить коммунальные услуги. Офисы разбросаны в разных местах города. Поехала вначале в самый ближний — вроде все нормально, очереди нет. Настроение отличное. Птички поют. Солнышко еще не в зените. «Успею еще на рынок забежать, как управлюсь», — ободряюще констатирую я.

Затем иду в ЖЭК. А вот там меня встречает уже не миролюбивая, а «грозовая» очередь, всем своим видом говорящая — никто не пройдет и не пролезет! Что ж, делаю выводы и как бы даже смиряюсь. Ждать — так ждать. Проходит полчаса, час, очередь продвигается медленно. А солнце уже встает в зенит, припекает все сильнее…

Начинаю грустить, жалеть себя и свою голову, о которой позабыла, не взяв панамку. Самочувствие понемногу ухудшается, затекают ноги, спина. Еще могу терпеть, но уже из последних сил, с большой долей ропота и раздражения на медлительных работниц ЖЭКа и на очередь. Вот ведь копуши! Никуда не успею из-за них. Вот же невезение! Да еще и зной этот нещадный! Будь все неладно!..

И тут вдруг замечаю рядом с собой веселую баталию воробьев — они сражаются за брошенный кем-то ломтик печенья. А следом примечаю и широкую ветку наклоненного в мою сторону раскидистого дерева. Вот, думаю, и прохладу нашла! Встала под него и наблюдаю уже оттуда за пернатыми хулиганами.

Их жизнерадостность была так очевидна и непосредственна, что невольно вызвала умиление и улыбку даже на лицах некоторых угрюмцев из очереди. А потом что-то немного отпустило и внутри. Заметила, что болезненный спазм в голове ослаб. Дышать стало легче, и поток мыслей обрел позитивную окраску. Весь негатив как будто выветрился с помощью веселого гомона воробьев и этого чудесного тенистого дерева…

Бывают такие минуты — чувствуешь, что дерево это не просто так здесь растет, а именно тебе послано в помощь. И на ум сразу пришел рассказ митрополита Сурожского Антония из его военных мемуаров — о том, как он, пытаясь спасти свой рассудок от кошмара, происходящего на поле боя, вдруг (именно вдруг!) обратил внимание на зеленую траву под ним и на муравья — и тем спасся.

Живительный пример владыки Антония очень меня ободрил. А там плавно подошла и моя очередь. Дело было сделано, и вроде бы ничего особенного не произошло, но я обрела свой собственный опыт радости. Простой радости, помогающей человеку преодолеть отчаяние и ропот. Именно опыт, потому что я и раньше это знала, но — теоретически.

Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9:23). Главное — вовремя выйти из внутреннего обидчивого Я наружу, на волю, где все напомнит о Божием присутствии — на всяком месте и в любое время. А еще почаще надо напоминать себе мудрые слова святителя Антония Великого о том, что «радость бывает в нас от частого памятования о Боге, по писанному: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76:4)».

* * *

Мы ехали из Крыма в Дивеево через порт Кавказ. Дорога оказалась очень утомительной, дальней, без нормального ночлега и еды. Нам троим спать приходилось прямо в машине — а это тесно, душно. В общем, следовали мы в Дивеево отнюдь не с благостными чувствами: благоговения в нас с каждым километром становилось все меньше Осознавая это, я стыдилась, но ничего поделать не могла.

На третьи сутки мы, наконец, достигли Троицкого скита Дивеевской обители. Скит этот женский, там очень много трудятся и молятся. А еще находится он в самом что ни на есть чистом нижегородском поле, продуваемом всеми ветрами. Скит в стадии строительства, совсем еще не обжитой. Есть несколько домиков для рабочих — и, собственно, все. Одним словом, настоящий скит.

Без особой надежды, уставшие и голодные, мы постучались в его ворота. Нас приветливо встретила сестра Татьяна. Услышав о наших дорожных мытарствах, она предложила нам отдохнуть и подкрепиться. Естественно, испросив перед тем благословения скитоначальницы Ангелины. И вот мы уже успешно устраиваемся на новом месте.

Мне досталась отдельная комнатка, очень уютная с иконой Христа Вседержителя. Мои же друзья, мать с сыном, разместились на втором этаже. Поужинали мы простой монастырской едой: пшенной кашей и рыбным супом. И вот наконец я ложусь на нормальную кровать, столь для меня желанную… И тут до меня доносится вой ветра за окном. Ощущение какой-то надвигающейся бури. Зашевелился небольшой страх внутри сердца. Я ведь знала, что скит в глухом месте, что в него может и кто-то лихой забраться в такую-то ночь!

Однако прочитав молитву на сон грядущим, я вдруг ощутила ни с чем не сравнимую радость. И не объяснимую одними только телесными причинами. Да, я была сыта, мой скрюченный кифозом позвоночник отдыхал, расслабленно распластавшись на обычной щитовой кровати. Но… радость была не только из-за этого. Она была от того, что я просто живу. Оказалось, что человеку совсем немного-то и надо для того, чтобы ощутить счастье бытия. Простую еду, кров и молитву из самого сердца.

Чувство это было настолько очевидно радостным, что я даже изумилась. В конце концов, дома-то мне намного удобнее, да и еда получше, и подушка ортопедическая. И не в чистом поле пятиэтажка наша стоит. Люди вокруг, милиция рядом… Ан нет, там такая радость никогда и близко не посещала! Наверное, трудности и искушения нашего пути нужны были для того, чтобы эту радость наконец ощутить. Как говорил старец Макарий Оптинский: «Утешениям или предваряет, или последует мятеж, а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость».

Наутро мы приехали уже в само Дивеево. Но тот скит в чистом поле пробудил мою душу. И теперь, когда мне становится невмоготу от моих житейских тягот, я мысленно возвращаюсь туда. И все проходит. А еще всегда вспоминаются слова старца Никона Оптинского: «То, что я получаю от природы, раньше мне было неизвестно. Этим может наслаждаться только человек, живущий среди природы. У нас в скиту — рай земной, который мне еще дороже потому, что я здесь надеюсь приобрести рай Небесный. Утешает нас Господь, живущих среди природы, убежавших от мнимых удобств жизни городской… У нас на вратах, обращенных к скиту, к церкви, написано: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил! (Пс. 83:2)». И это воистину так.

* * *

Высокие цены в Крыму в разгар курортного сезона — ни для кого уже не секрет. Все продается в изобилии, но мало кому это все доступно. Особенно фрукты. А как же соблазняют они именно летом: спелые, сочные персики, абрикосы и инжир…

Но Господь и тут позаботился о нас. В нашем дворе лет двадцать тому назад кто-то посадил абрикосовое дерево, и оно каждый год обильно плодоносит. Дает столько, что хватает всему нашему дому: и поесть, и компот сварить, и варенье… Нет, можно, конечно, лакомиться свежими абрикосами или пить потом, сырой и ветреной крымской зимой, горячий чай с вареньем из них же и не видеть в этом ничего особенного. То есть никого за это не благодарить. Ну растет дерево во дворе и растет. Хватает на всех, слава Богу, и… Вот даже это «слава Богу». Мы на самом деле очень часто эти слова произносим, они нам привычны: «Слава Богу, хоть за газ заплатить успела…». Но если бы мы на самом деле столь же часто благодарили и славили Творца — за все, в чем Он нам помогает, что у нас есть, за все, что Он нам дает даром!

Небольшие радости, своего рода подарки от Бога. Они должны укрепить в нас веру и надежду; помочь нам понять, что мы, грешные, не забыты Богом, как не забыты Им птицы небесные и полевые лилии (см.: Мф. 6:26–31), ежедневно славящие своего Творца.

Только вот зачастую почему-то утешению предшествуют скорби и лишения. Почему? Не могу сказать сама, но очень доверяю словам великого старца Анатолия Оптинского о том, что «Господь силен всегда утешить нас. Но постоянное утешение нам повредит — так, если постоянно будет жечь солнце или лить дождь, то все погорит и попреет. А попеременно хорошо». От нас зависит лишь не забывать об этом в переходном периоде от скорби к радости.

Газета «Православная вера» № 22 (522)
Вера Евтухова

Просмотрено (56) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

Настоятель храма

Игумен Филарет (Соловьев)

Игумен Филарет (Соловьев)

Храм Воскресения Христова г. Вичуга Сайт прихода
Русская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Иваново-Вознесенская епархия, Вичугское благочиние

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

9 августа - Великомученика и целителя Пантелеимона

Великомученик и целитель Пантелеимон - один из самых почитаемых святых Православной Церкви. Имя великомученика призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Как при своей земной жизни святой целитель Пантелеимон посвятил себя попечению о страждущих, больных, нищих, так не перестает он помогать и теперь всем обращающимся к нему с молитвой... далее 10 августа - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия"

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Она была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. На Русь образ попал в 1046 году и стал одним из главных святынь Русской Церкви. Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России... далее

Иконы Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевской

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. Она отличается от остальных типов икон «Умиление» и по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба... далее

Приходской листок

Православный календарь

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 августа — Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба далее »

7 августа — Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы далее »

9 августа — Великомученика и целителя Пантелеимона далее »

10 августа — Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" далее » Иконы Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевской далее »

12 августа — мч. Иоанна Воина далее »

13 августа — Заговенье на Успенский пост далее »

14 августаНачало Успенского поста далее » Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня далее »

15 августа — Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы