Выбрать страницу

Масленица: просто радость

Однажды два монаха согрешили одним и тем же грехом. В качестве епитимии им определили пребывание в затворе. Один вышел из затвора, изможденный постом и слезами, другой же светился радостью о том, что Господь избавил его от рабства греха. Духовный путь этих монахов признали равноценным. Только вот исторически так сложилось, что нам ближе путь первого монаха.

Поэтому и посты у нас продолжительнее праздников, а праздники зачастую мы даже не знаем, как праздновать. Так и с Масленицей, или Сырной седмицей. Неделя начинается воспоминанием Страшного Суда и заканчивается Прощеным воскресеньем. И все же, несмотря на пост (а в эти дни мы воздерживаемся от мяса), несмотря на вызывающие покаянные чувства воспоминания (вряд ли Страшный Суд и поступки, совершенные против ближнего, могут не вызвать раскаяние), эти дни – праздничные.

Праздник можно провести по-разному. Можно пойти сжигать чучело или упиться алкоголем. Можно пойти на народные гулянья. А можно посвятить дни, предшествующие посту, своему ближнему. Тому, кто нуждается в нашей поддержке.

Масленица: просто радость

Первый вариант проведения Масленицы – самый древний на Руси. Он зародился в языческие безбожные времена и, к сожалению, дожил до наших дней. К сожалению, так обычно и проводит эти дни большая часть россиян. Даже в школах учителя, которые постом придут на исповедь в храм, на Масленицу собирают своих учеников на пожарище.

Народные гулянья, конечно, менее предосудительны, это уже определенный прогресс. Но сколько я ни наблюдал за этим весельем, уж простите, но не увидел я в этом христианства. Уж как-то все это веселье напоминает благообразное безбожие. Ничего сходного с состоянием радости того согрешившего монаха-затворника, повествованием о котором началась статья.

Да и вообще, умеем ли мы радоваться и веселиться в Боге? Ведь веселье о Том, Кто обитает «во гласе хлада тонка» (3 Цар.19:11) и должно быть тихим, умиротворяющим душу, а не возбуждающим нервы шумным гуляньем. Впрочем, разный менталитет может вносить свои коррективы в то, что для каждого индивидуально является праздничной радостью.

Нынешний праздник начинается и заканчивается воскресными днями, что и естественно. Ведь воскресенье — это одновременно и первый, и последний день недели. Первый по древнееврейскому календарю и по сохранившейся церковной традиции, последний – как день восьмой, символ всеобщего Воскресения во Второе Христово Пришествие. И именно это Второе пришествие вспоминаем мы в неделю Страшного Суда.

Этот Суд – не для нас. Судимы будут лишь наши грехи. Нас это касается только в той степени, насколько мы сроднились со своими страстями. Если же наши грехи не были «грехами к смерти», если мы можем абстрагироваться от них, тогда этот день – повод для радости. День окончательного освобождения от рабства греху и начало нашего полноценного веселья во Христе.

Прощеное воскресенье, последний день Сырной, предлагает нам расстаться с греховным багажом по отношению к окружающим. Постом мы будем каяться перед Богом, пока же нам предлагается примириться с ближними.

С началом и завершением праздничных дней мы определились. А как же провести всю неделю?

Наилучшим вариантом будет подарить окружающим радость близкого присутствия Бога. Начнем с тех, кто находится в немощи, в унынии, оставлен людьми. Не забудем и о родных, как часто им недостает нашего сердечного тепла. И тогда, когда «просветится свет ваш пред человеки» (Матф.5:16), и нам пошлет Господь то, чего нам зачастую не хватает.

А не хватает нам того же, чего и всем – мира в душе. Праздничного настроения вам, возлюбленные во Христе!

Протоиерей Андрей Ефанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Просмотрено (322) раз

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик сайта

BelarusEnglishGermanGreekLatvianRussianSwedishUkranian

анонс

Подать церковную записку (поминовение)... подробнее

Продолжается сбор средств на реставрацию храма... подробнее

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

Православный календарь

Великий пост

1 марта - 18 апреля

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

5 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы далее »  Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

8 апреля — Собор Архангела Гавриила далее »

11 апреля — Лазарева суббота далее »

12 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

13 апреля — Страстная седмица далее » Великий Понедельник далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »